Рецензия на книгу
Четыре сезона
Стивен Кинг
kardashvg26 января 2022 г.Всё или что-нибудь
Интригующий, насыщенный и разный. Каждое произведение читается по-разному. Они все хороши. Единственная сложность - разделяющее читателя и героев время.
Необычное для Кинга направление. Но попытка (или попытки) удалась.
(Дальше о повестях детальнее)
———
В современном мире довольно сложно ознакомиться с этой повестью до того, как посмотришь её экранизацию. Тем более непросто воспринимать её без привязки к актёрам фильма, что усугубляется обложкой книги.
И всё же произведение хорошее. В нем есть свежесть, гармония, колорит. По мере погружения в повествование герои оживают, становятся самостоятельными, "логичными". Поступки раскрываются характерами и элементами биографии.
Есть типично положительные, типично отрицательные герои, даже исходя из особенностей места действия.
Много идей призвано описать идеи морали, судьбы, обстоятельств. Во многом это приключения заключённых. Однако в этом случае должно прослеживаться изменение героев, что происходит не совсем традиционным способом: появляется инверсия, какой-то особый путь развития. И несмотря на вышесказанное, или в дополнение к нему, в произведении герои закаляются, но не черствеют.
Зарисовки их жизни показывают скорее не как они поступали, а кем они были. Как происходит жизнь в тюрьме (с некоторыми оговорками).
Книга пропитана противоположными духами: в ней чувствуется и свобода и предопределённость. Они и создают баланс.
Таким образом, произведение хорошее. Рекомендую тем, кто смотрел фильм, а ещё тем, кто хочет его посмотреть. Любителям творчества автора возможно будет не по духу такое изменение направления повествования. Но любителям хорошей литературы должно понравиться.
———
Много смешанных чувств проходит через читателя по мере ознакомления с произведением "Способный ученик". Иногда даже поневоле можно начать думать, а чем сам отличаешься от мальчика, раз тебе интересно происходящее. Однако дальше это ощущение пропадает.
При всех недостатках героев, чувства к ним не статичны. Причём как к каждому из ник, так и общей совокупности. То есть по мере движения по сюжету и перемещения власти от одного героя к другому. В каждом чувствуется интеллект. Оба оказываются похожи. Если изначально может сложиться впечатление, что те или иные действия присущи эпохе или "времени в котором происходят", к концу произведения становится понятно, что не все люди просто заложники обстоятельств, некоторым просто нравится делать то, что они делают. А возможно какие-то травмирующие душу события меняют жизнь навсегда. (Я не говорю, что нельзя быть чудовищем, просто не после каждого собственного поступка можно действительно оправиться).
Произведение заставляет задуматься о событиях минувших дней, о людях их совершавших и о современных героях и злодеях. О двух сторонах личности. Пусть при всех обсуждаемых скандалах идея не нова, но тем не менее возможно нынешние её воплощения стоят идейно именно на этом произведении.
Подводя итоги, хочу сказать спасибо Кингу за постановку (по крайней мере для меня) проблем под новым ракурсом. Читать надо.
———
Не знаю, предвосхищает или опровергает название повести её содержание, но суть произведения во взрослении. Героев четверо, они подростки. Каждый из них переживает какую-то трагедию. На этой почве они и сходятся. Однако они все разные, и через призму рассказов и мыслей главного героя можно увидеть кем можно стать в зависимости отражения в собственном окружении.
Если кто-то будет искать начало притчи "друг познаётся в беде", возможно стоит начать именно с этой повести. Как это всегда бывает, критичные моменты показывают, "кто есть кто". И что делать дальше.
Как это часто бывает, чем больше горя хлебнул герой, тем быстрее он взрослеет.
Как я уже говорил, эта книга о взрослении, о необходимости всегда думать, что происходит с тобой, а также о том, что даже если ты чья-то тень, можно выйти на первый план, пусть и не для желанных людей.
Мне понравилось, как показываются отличия бравады и храбрости, целеустремлённости и глупого упрямства. Того, что если ты когда-то был на пике славы, это будет не всегда.
Герои отправились в путешествие, вернувшись из которого они уже не будут прежними. Жаль, нужные выводы сделали не все. По пути встречаются многие испытания. В каждом из них герои ведут себя по-разному, но они не отступают: их манит как конечная цель, так и возможность стать кем-то большим, чем есть сейчас.
Я не знаю, кому порекомендовать это произведение. Но оно должно понравиться людям, умеющим увидеть чудо в практически рядовом событии. Людям, обладающим фантазией и эмпатией, а также тем, кто живёт.
———
Начало произведения мне показалось довольно сложным. Много описаний. Неспешный процесс. Не до конца понятна суть происходящего. Всё окутано какой-то дрёмой. Действительно, сказка.
Понемногу начинаешь проникаться обстановкой. Начинаешь наслаждаться созерцанием. Будто бы с героем выпил бокал мартини. Наступает Рождество. Открывается какая-то предпосылка напряжённости, но она быстро исчезает. Время течёт. Всё легче понимать девиз клуба. Он играет с тобой. Наконец рассказ из повести начинает приводить тебя в чувство. Заменяются герои. Начинаешь себя с ними ассоциировать. Гордишься, любишь. Тут обухом по голове раскрывается главная интрига.
Проносятся "КАК? ЧТО? НУ ПОЧЕМУ?". Невероятность происходящего не оставляет сомнений, и тем не менее оно каким-то образом реально. Рассказ закрывается. Начинаешь понимать, что это за клуб. Возникает ощущение ещё одного смысла в слогане клуба.
Действительно кинговская сказка.
444