Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ученик убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Shorek23 января 2022 г.

    Отзыв на 16 книг без спойлеров

    Книга должна найти своего читателя. В этом главная цель моего отзыва. Мир Элдерлингов — необычный цикл. Не каждый цикл поделен на подциклы. Они создают необычную структуру, в которой стоит разобраться перед прочтением.
    16 книг, пять подциклов, линейный и линейно-параллельный тип повествования, от первого лица и от третьего, огромный объём, множество персонажей. Изначально в общем расскажу о цикле, а потом более подробно о каждом подцикле, разумеется, без спойлеров. Стоит читать всё в хронологическом порядке, он точен и не подвергается искривлению, однако, если читатель очень желает, то стоит знать, от чего подобный читатель отказывается. Это порядком индивидуально для каждого подцикла, поэтому отложу это на часть с разбором подциклов. Аналогичная ситуация с пропуском подциклов. Цикл имеет множество взаимосвязей, к концу их очень много, поэтому пропускать ли некий подцикл — вопрос сложный.

    Главными плюсами цикла можно считать душевных персонажей, их психологическую проработку, в этом плане Хобб — мастер. Её персонажи действительно реалистичны, но стоит понимать, что реалистичность далека от логично мыслящих персонажей, это в первую очередь персонажи, которые являются сами собой, они — люди, а не логично мыслящие машины. Их поступки зависят от множества факторов, например огромную роль в цикле играют эмоции. В целом персонажей можно назвать противоречивыми, у них множество недостатков, но именно поэтому в них хочется верить.

    Ещё одной важной частью цикла является атмосфера, она очень важна, если читатель не сможет втянуться, то цикл покажется набитым водой, конечно, присутствует в цикле и настоящая вода, но иногда отделить её от атмосферы довольно сложно. При этом от цикла к циклу атмосфера разнится, хоть и каждый цикл чем-то похож на предыдущие.
    Помимо атмосферы нужно не только понимать персонажей, необходимо искренне попытаться ощутить их душевное состояние. Я бы не назвал цикл выжимающим слезы, но сложно поискать автора, который доставил персонажам столько боли, хотя Хобб просто это хорошо описывает. Этот цикл содержит огромное количество страданий, лишений, душевных терзаний, если читатель не может подобное читать, то, скорей всего, цикл не понравится. В этом плане автор очень жестока, даже Мартин, Аберкромби и им подобные авторы такое выдают нечасто. Например, в цикле присутствуют изнасилования, как описанные, так и просто упомянутые, пытки, издевательства, тяжёлые душевные травмы, трагические смерти, отчаяния, безысходность и т. д. Тем более автор умеет преподносить боль ещё и читателям, получается полное погружение в историю. Так что не стоит удивляться, когда кого-то продают в рабство, чтобы его потом съели, и тем более не стоит удивляться, когда это тот персонаж в прошлый раз был абсолютно счастлив и всё у него было хорошо.

    Одним из плюсов всегда считали магию. В начале цикла она находится, можно сказать, в затлевшем состоянии, но затем разгорается и поглощает всё вокруг. Изначально может вовсе показаться, что магии в мире нет, но она есть и довольно разнообразна. В цикле присутствуют разные виды магии, и они далеко от типичных её проявлений в книгах. Однако и здесь всё зависит от подциклов.

    Очень необычная толерантность в этом цикле. Она вроде есть, но при этом подано своеобразно, кроме 4-го подцикла, там ЛГБТ перебор, при этом в остальных книгах ЛГБТ разве только упоминаются, и то до четвёртого, кажется, даже не было об этом ни единого слова. Однако, имею в виду другую толерантность, а именно положение женщин в этом мире. Очень забавно выходит, что тут есть и патриархально-рабское общество, и патриархально-равноправное общество торговцев (равноправие), матриархальное общество и общество, где всё принадлежит некой организации. Контраст велик, особенно когда персонаж попадает из одной среды в другую.

    Примечательной деталью являются своеобразные заметки, письма, отрывки книг персонажей, они отсутствуют в 2-м подцикле, но в остальных появляются. Автор таким образом дополняет историю необычным способом.

    Прелесть цикла в том, что можно закончить на любом подцикле и сказать себе остановиться, но это и его проклятие, и необычная фишка. В целом мнение людей может сильно расходиться на этот счёт, но постараюсь быть объективным. С одной стороны, можно закончить прочтение на неком цикле, но есть же продолжение. Между тем есть такая у Хобб фишка — сильная любовь к НО. Это не сразу понимаешь, но, считаю, читателям стоит узнать о таком нюансе, чем потом жаловаться на боль, которую они получили от прочтения. Заключается НО Хобб в том, что заканчивается цикл, имеется концовка, исход, читатель принимает это, НО начинается новый цикл, и читателю приходится столкнуться с этими НО. И это может быть очень больно. Постарался описать это без спойлеров, но сложно без примеров.

    Общие детали всего цикла выделил, теперь подробно о каждом цикле:

    1. Сага о Видящих:
    Первая трилогия — это история о взрослении. Она погружает читателя в мир вместе с персонажем. Описывает его тяжёлое детство и юность. Читатель погружается в жизнь замка, придворных интриг, но отображается всё это от лица мальчика. Советую не строить ложных представлений о цикле об убийце, этому ремеслу уделяется не так много времени в подцикле. Атмосфера напряжённая, будто что-то должно произойти и происходит. В этом цикле магии довольно мало, так как повествование линейное от первого лица, которому только предстоит магию освоить, да и в целом магии в этом подцикле мало. Приключения в подцикле медленные и атмосферные. Подцикл к концу идёт в загадочность и тайны, даже к концу подцикла мир остаётся большой загадкой, на которую только предстоит ответить. К сожалению, мне этот цикл понравился далеко не так, как мог бы, дело в рефлексиях главного героя и психологизме, они детские, что логично, так что тут всё зависит от читателя. Другим фактором, который мне не понравился, является тягучесть приключений, темп у автора своеобразный. Не удалось полностью погрузиться в атмосферу, однако всё это индивидуально. Возможно, я бы окончил чтение цикла на этой трилогии, но меня привлекло непрямое продолжение цикла, в котором другие герои и совсем иная атмосфера.

    2. Сага о живых кораблях:

    Многие хотят начать читать цикл с живых кораблей, но дело это спорное. Если начать читать с живых кораблей, то читатель толку не начинает, а только отодвигает то, что в любом случае нужно сделать, т. е. прочитать первую трилогию, при этом обесценивает загадочность первой трилогии и в целом интригу концовки первой трилогии. Отдаляется от одной магии к другой, отдаляет чтение третьего подцикла, что меняет его восприятие. С другой стороны, вторая трилогия по душе большему числу читателей, в том числе и мне, она понравилась сильней первой трилогии. Основываюсь на статистических данных с трёх литературных сайтов с разными аудиториями. Лучшим компромиссом при сильном желании начать именно со 2-го подцикла — это начать его параллельно с первым, при этом первой читать последнюю книгу первой трилогии и только потом последнюю книгу второй. Взаимосвязь между подциклами слабая, поэтому так можно, хотя, по мне, нежелательно, объясню, почему, в третьем подцикле, так как именно на нём всё это отражается.

    Второй подцикл отчасти можно назвать семейной сагой, так как большинство персонажей принадлежат к одной семье, однако присутствуют и иные персонажи. Если первая трилогия разворачивается в Шести Герцогствах, то вторая — не так далеко в городе Удачном, Чащобах, Джамелии и заполненном водой и островами пространстве между этими городами. На картах сложно определить местонахождение персонажей, если они не на суше, а персонажи частенько находятся на кораблях, т. е. в первой трилогии довольно просто понять, где находится герой, то тут в основном определяющим фактором является вода. Чувствуете атмосферу морских приключений? Персонажей много, их душевными переживаниями разнообразней, а цикл масштабней первого.

    3. Сага о Шуте и Убийце:

    Именно с третьей трилогией появляется НО Хобб, проходит 15 лет, а история вдруг продолжает историю первой трилогии. Вы думаете, после конца ничего не происходит, возможно, но идут годы, и жизнь не стоит на месте. Хобб показывает, как она преследует персонажей. Взаимосвязей между подциклами намного больше, в этой трилогии появятся персонажи из второй трилогии, и это приятно — встречать кого-то словно старого знакомого. Однако и персонажи первой трилогии из-за перерыва между циклами вызывают похожие эмоции. У меня были опасения насчёт третьей трилогии, так как она продолжает первую, в отличие от второй, она мне понравилась меньше, но после второй очень хотелось вернуться в этот мир.

    Третья трилогия наиболее душевная, не душераздирающая, нет, но душевная, однако Хобб остаётся Хобб, персонажам будет нелегко. Атмосфера загадочных приключений, политических интриг, взрослая психология, таинственность, обилие магии, при этом магия сохраняет свою загадочность.

    4. Хроники Дождевых чащоб:

    Самая спорная часть цикла. Тем не менее является элементом огромного полотна, без которого последняя часть будет менее понятной. Романтики у Хобб достаточно, но этот цикл довольно производственный, и его можно назвать ромфантом. В цикле очень много рефлексий. Душевные терзания, любовные переживания, в том числе подростков. Многих положительных элементов прошлых здесь нет, но всё-таки не могу назвать четвёртый подцикл полным провалом, первые две книги вполне себе читаемые, но к концу подцикла появляется ощущение, что прочитано это было только ради пятой трилогии. Большая часть цикла об изолированном на время обществе, т. е. экспедиции по реке на корабле. Раскрываются многие детали устройства мира, но только некоторые из них не будут повторно упомянуты в пятом подцикле. Этот подцикл является прямым продолжением «Волшебных кораблей», в нём появляются некоторые персонажи из «Волшебных кораблей».

    В целом цикл с натяжкой можно пропустить. Влияние на продолжение довольно сложно описать, с одной стороны, в пятом цикле отчасти повторяются детали об Элдерлингах, магии, но не все. В пятом цикле появляются персонажи из «Дождевых чащоб», в этом плане последний цикл всё объединяет, и если читатель пропустит четвёртый, то отчасти потеряет ощущение сопричастности к истории в определённый момент, а далёкие упомянутые события так и останутся далёкими событиями, не пробуждающими никаких воспоминаний, имена не будут ничего значить, а предвкушения встреч персонажей, может, и не будет. Не стоит забывать про любимый эффект Хобб «НО», когда история вроде и закончена, НО начинается новый подцикл, и оказывается, не всё так просто, он аналогично будет утерян.

    5. Сага о Фитце и Шуте:

    Прямое продолжение всех прошлых подциклов, ключевое звено, отвечающее на некоторые вопросы, связывающее всю историю в один узел, именно эта трилогия объединяет весь цикл в единое целое. Именно из-за неё обязательно надо прочитать «Волшебные корабли» и желательно прочитать «Чащобы», без второй трилогии эта трилогия точно будет неполной, пропустить «Волшебные корабли» будет равносильно пропуску любой книги в любом подцикле, т. е. очень странно. Эффект НО здесь преследует персонажей по всей трилогии. Этот подцикл не такой спорный, как «Хроники Дождевых чащоб», но все же вызывает недоумение у некоторых читателей, особенно тех, кому хватило 3-й трилогии. Дело в том, что тут немного иная атмосфера, это своеобразная смесь всего цикла. Здесь есть и атмосфера, похожая на начало первого подцикла, смешанная с атмосферой третьей трилогии, и атмосфера второй трилогии, и даже нечто своё самобытное. Например, здесь можно немного почувствовать семейно-бытовую атмосферу.

    Как писал выше, автор умеет причинять боль, и стоит понимать, что эта трилогия превзойдёт в этом плане всё остальное. На многие вопросы даются ответы, но на некоторые — только намёки. Это очень тяжёлый подцикл.
    В четвёртом и пятом подцикле появляются немного спорных моментов, поэтому советую подготовиться к художественным допущениям, таким, как в том же «Колесе Времени», когда количество солдат в армии как-то странно колеблется. Автор долго писала этот огромный цикл, явно видно, как она взрослела и меняла свои устои вместе с героями, которые из цикла в цикл становятся старше, может, поэтому детские персонажи у Хобб хуже, чем взрослые и старики.

    Рубрика «Похожие циклы»:

    «Колесо Времени» похоже на «Мир Элдерлингов» своим обилием персонажей, в «Мире Элдерлингов» их, конечно, меньше, но в основном потому, что повествование ведётся не от их лица. Кое-чем магия «Мира Элдерлингов» похожа на магию «Колеса Времени», но только частями, тем более в «Мире Элдерлингов» много видов магии. Приключения своей атмосферой похожи на приключения в «Колесе Времени», душевные терзания аналогично чем-то схожи, но в остальном циклы разные, например цикл Хобб менее размашистый.

    На книгах Хобб есть цитата Джорджа Мартина, и это явно показывает, что Мартин одобряет. В этом плане Хобб жестока по отношению к своим персонажам, как Мартин.
    Хоть цикл имеет свои недостатки, он остаётся одним из самых масштабных интересных циклов фэнтези, поэтому стоит попытаться почувствовать эту непередаваемую на словах атмосферу.

    12
    787