Рецензия на книгу
Сумерки
Стефани Майер
Kitken18 января 2022 г.- I know who you are! - Say it... - You're a narcissist
Интересно перечитывать «Сумерки» спустя столько лет (а сколько, кстати? Наверняка больше десяти..) и снова замечать, насколько легко соскальзываешь в чтение, словно Майер маслом смазала эти первые (обычно нудные) страницы. Забавно также, что увлекает уже не столько история любви, сколько сама героиня – среднестатистическая 17 летняя девушка-подросток по имени Белла Свон (намёк ли это на спойлер? Swan – птица, сначала кажущаяся гадким утёнком, но со временем перерождающаяся в прекрасного лебедя).
В первый раз я, будучи ровесником этой самой Беллы, её словно не замечала. Вот такой она ноунейм, костюмчик которого быстро можно примерить на любую из читательниц, потому что все мы были «нитакие», всем хотелось неземной (и чтоб обязательно таинственной!) любви, у всех были так или иначе тёрки с родителями, а мы, будучи не то чтобы бесправными, но и не до конца себе «правными» вполне могли считаться жертвами, поэтому как же ласкает нашу самость этот диалог Эдварда и Беллы в классе биологии, где они обсуждают, что она пожертвовала собой и переехала в этот Занюханный Форкс (боже, одна ванная!) ради счастья матери. Говорю это без обесценивания подростковых кризисов, они, как бы не казались примитивны на первый взгляд, разрешаются по-разному и выковывают из нас именно тех индивидуальностей, которые мы гордо (и не очень) несём потом по жизни. Скорее говорю с тем, чтобы отметить мастерство автора (внезапно, да?) которая придала новые краски литературе young-adult, обновив психологический портрет и проблемы современного подростка, который уже ушёл от более утончённых книг Бронте, Остин и Энн Райс, но и не уходя в пошлости.
Белла – это новый взгляд на то, что девочкам должно нравиться, и то, что им нравится на самом деле. Она не хочет идти на танцы, её раздражают навязчивые ухаживания безмозглых поклонников. Белла носит джинсы и кеды и ездит на старом ревущем драндулете, в котором чувствует себя уютно и безопасно, ведь она во многом напоминает ей её отца, даже запахом сигарет, потёртой кожи, минтоловой жвачки. У неё отсутствует координация, она не умеет ловко взбираться на горы и в ужасе от уроков физкультуры, зато любит читать (правда читает одни и те же книги – викторианский ром-драм). Ей до неловкости стыдно представляться перед классом и главное по приезду – это разобрать вещи самой и побыть в одиночестве. Но ей все же нужны друзья. Не те, кто будут лезть в душу, но те, кто создадут ореол безопасности, есть с кем посидеть в кафешке, поговорить по телефону. Но на выходные лучше удрать одной в библиотеку. Настолько просто и понятно обрисованы ценности современных (в моё время, сейчас они наверняка снова поменялись) подростков-девочек, что диву даёшься. Я даже и не отмечала себе это, настолько всё казалось святой простотой. И вот сейчас лишь понимаю, что для взрослых это ни фига не очевидно.
Вместе с ценностями Майер описала (вот уж не знаю, сознательно или на бессознательно) одну из больших ловушек для таких девочек. Уязвимость перед Тайной, поиск уникальности в своей очужденности. Поклонник Майк – понятный и простой парень, но её тянет к Эварду, который (если забыть о его неземной красоте) то спасает ей жизнь, то жестко игнорирует, то флиртует, явно сознавая свою привлекательность, то обдаёт холодным душем. Без спойлеров к следующей книге саги, но мы и без неё знаем, к чему приводят такие качели. Это те отношения, которые многие девушки романтизируют и из которых потом годами выползают с помощью психотерапевтов, если повезёт достичь такой осознанности. Чем выше тебя вознесут, тем ниже потом уронят. Если сегодня ты не спала ночь, переживая отчаяние, непонимание, унижение (главное – без видимого повода), значит завтра любое потепление со стороны агрессора воспримется как дар небес. Почему, что случилось, как? Эти вопросы не дадут тебе отпустить мысли об этом человеке - приём, которым пользуются пикаперы. Эдвард к сожалению далеко не сказочный персонаж. Он намного более реален чем Белла, которая скорее является слепком поколения.
Пока писала это, дошла до момента, на который чётко помню свою реакцию в 15 лет: оооо как романтично! А сейчас в голове лишь: пиеееец, беги оттуда!
Разговор в столовой, где Эдвард впервые приглашает Беллу присоединиться к нему за обедом (напомню, до этого он смотрел на неё с ненавистью и отвращением, игнорировал, обвинял во лжи, а теперь качельки пошли вверх):
He seemed to be waiting for me to say something.
"This is different," I finally managed.
"Well..." He paused, and then the rest of the words followed in a rush. "I decided as long as I was going to hell, I might as well do it thoroughly."Обратите внимание на это милое "I decided". Белла вообще ничего не контролирует в их отношениях. Он решил – послал. Он же решил – поманил назад. Напоминает ещё одну историю о нездоровых отношениях из песни Рианны и Эминема, где он поёт: "Baby please come back, it wasn't you, baby it was me..." но уже в конце куплета смотрим качели улетают вниз: "if you ever try to f*ing leave again, im gonna set this house on fire".
Уже позднее в ресторане, когда они сидят на своеобразном первом свидании, Эдвард называет себя условным именем «Джо» - романтичным парнем, с которым вечно случаются неприятности. Меня аж подбросило от параллели с печально известным нарциссом-соципатом Джо Голдбергом из книги и сериала «ТЫ». Интересно, уж не Эдвард ли вдохновил писательницу? Я теперь к сожалению везде вижу эти явки и пароли. Не спрашивайте, как, до сих пор половина волос седые.
4323