Рецензия на книгу
Туманность Андромеды
Иван Ефремов
tbheag17 января 2022 г.Ангелы неба и духи пучин…
Книга стала огромным разочарованием. Я и раньше подмечала в прозе Ефремова исторические и культурологические неточности, но списывала это на ограниченный доступ к информации (всё-таки в советское время нельзя было залезть в Интернет и в два счёта уточнить те или иные сведения). Но то, о чём автор пишет в «Туманности Андромеды», — это просто за гранью, что называется, добра и зла. Мало того, что всё это ненаучно (а ведь Ефремов, на секундочку, был учёным), так и просто нелогично.
Какая, простите, «дозорная служба по борьбе с вредными животными»?! Ну, ладно ещё клещи (хотя и они выполняют важную роль в экосистеме), но акулы, тигры?! Уничтожили всех хищников — что дальше? Или предполагается, что эту нишу занял человек?.. А что делать с водой растопленных ледников? Зальём всё побережье, только горы останутся? Всемирный потоп — 2 (или сколько их уже было)? А как вам идея изменить наклон земной оси? Для — внимание — лучшего освещения!.. Какой ужас… Ведь это, если не ошибаюсь, входит в школьную программу: идеальный наклон земной оси в 23.5° даёт нам смену сезонов и абсолютно необходим для жизни на планете, без него (если бы ось «стояла» или «лежала» вертикально или горизонтально) на одной части планеты был бы экстремальный холод, на другой — экстремальная жара, и жизнь в таких условиях была бы просто невозможна. И так всю дорогу… Интересно, не такими ли книгами вдохновлялись люди, устраивавшие экологические катастрофы в СССР, КНР и других странах? Развернём реки вспять, затопим ущелья, «окультурим» монгольскую степь… Знаем, знаем.
А что Ефремов пишет о женщинах? Ладно, та же Таис Афинская, героиня одноимённого романа, во-первых, жила в глубокой древности (тогда были свои порядки), а во-вторых, не могла же она одна символизировать всех женщин планеты. И когда её «красоту» в буквальном смысле измеряли линейкой, это хотя бы делал не супруг, а древнегреческий скульптор. И родного сына она отказалась воспитывать по той причине, что понимала, что рано или поздно он, как и остальные юноши, погибнет на войне… Т.е. хотя бы какое-то обоснование можно было найти. Но вот мы читаем о женщинах далёкого будущего — и снова всё то же самое. В женщинах по-прежнему ценятся не их душевные и профессиональные качества, а «расстояние от носа до уха», загорелые плечики, высокая грудь и вот-это-вот-всё (и вы ещё посмеивались над западными космооперами?), при этом женщина, с одной стороны, должна родить двух детей, а с другой — всех радостей материнства она не познает, т.к. общество будущего победило «слепой материнский инстинкт». Ну, знаете!.. Даже комментировать не хочется, одно слово — доколе!!!
Говорите, в «прекрасном» обществе будущего и расизма нет? Все континенты и страны объединились, все живут в мире и согласии? Посмотрите, у нас даже темнокожий герой есть — Мвен Мас. Всё это замечательно, вот только… все люди как люди (их выделяют либо по именам, либо по профессиям), а он — «африканец». «Гигантская фигура африканца» — то, «широкие плечи африканца» — сё. Почему же тогда никому в голову не приходит называть того же Дар Ветра «северным человеком»?
В общем, можно ещё долго обсуждать содержание книги, авторскую философию и т.д., но книга плоха не поэтому. Во время чтения меня не покидало ощущение, что всё это — какой-то гигантский пролог, введение, но не сам роман. И вдруг меня осенило: в книге нет конфликта! То есть конфликт просто отсутствует как на уровне диалогов, сцен, так и на глобальном сюжетном уровне. А ведь конфликт — это ключевой элемент произведения, то, что связывает между собой героев, сюжет и сеттинг. Нет конфликта — нет и произведения (объявление о продаже, например, представляет собой связный текст, но произведением не является; то же можно сказать и о научной литературе).
Посмотрите, например, как в романе строятся диалоги:
— Да, …
— Конечно, …
— Также…
— Да, …Если все герои настолько согласны друг с другом, то зачем вообще нужен этот диалог, какую функцию он выполняет? Вот вы будете кому-то три часа рассказывать то, что человек и так знает и с чем он согласен?
Причём конфликт может быть самым разным: человек против другого человека, человек против общества, человек против природы, технологий, сверхъестественного и т.д., наконец, человек против себя самого (внутренний конфликт). Вроде бы что-то такое в романе намечалось (вот Дар Ветер убегает от тигра, вот он же «не даёт девушку в обиду», вот исследователи столкнулись с формами инопланетной жизни, вот учёный сожалеет о неудачном эксперименте и гибели людей и т.п.) — но разрешается всё это каждый раз буквально в двух-трёх предложениях. Т.е. только-только появилась какая-то проблема — и уже нет её, все снова «бодры и веселы». И ради чего всё это, спрашивается.
Не могу сказать, что полностью пропало желание читать продолжение (пару небольших повестей и роман «Час быка»), даже, пожалуй, наоборот: хочу «добить» этот цикл уже из спортивного интереса (должно же это всё это к чему то привести — или нет?), но планку ожиданий придётся, конечно, снизить.
14606