Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обыкновенная жизнь. Жизнь и творчество композитора Фолтына

Карел Чапек

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2013 г.

    Внимание, возможны спойлеры, но постараюсь без них обойтись!

    Перечитав очередной раз рассказы Чапека, я взялся за его крупняк с ожиданием того же сочетания лёгкости и искромётности, которая присуща рассказам. Естественно, всё оказалось не так однозначно, ибо, как истинный мастер пера и чернил, автор на полную катушку использовал всё многообразие возможностей крупной прозы, предоставив нам многослойное повествование, снабжённое изрядным количеством точек и углов зрения на одни и те же события.

    Дальше...

    Роман "Обыкновенная жизнь" - оказался частью философской трилогии "о жизнях людей", причём третьим по счёту после "Гордубала" и "Метеора" (надо будет почитать как-нибудь и их тоже). Нельзя сказать, что задумка с ног сшибает своей поразительностью или оригинальностью - по существу, роман представляет собой исповедь главного героя, написанную им незадолго до собственной смерти. Представленный нам, как совершенно заурядный, рядовой, обыкновенный человек, склонный к размеренному образу жизни и беззаветно любящий во всём последовательность и порядок, он начинает свой рассказ с дифирамб в адрес спокойной, "правильной" жизни, где всё подчинено простому и понятному порядку, а какие-либо потрясения и встряски носят единичный характер. Собственно и за "мемуары" он садится изначально не чтобы поведать о себе миру, а просто, чтобы "навести порядок" в своей жизни, воспоминаниях - так же, как незадолго до этого, почувствовав близость смерти, он навёл порядок в своём доме. В общем, можно подумать, что человек этот принадлежит к числу тех, кто выбрал "путь служения", эдакий конфуцианец, но не спешите с выводами... Едва лишь главный герой целиком нарисует картину своей обыкновенной жизни, как автор двинет в бой авиацию и артиллерию в виде противоречивости человеческой натуры, альтернативных точек зрения и попросту различных степеней честности перед самим собой. Не успеешь оглянуться, как от стройного и целостного изображения - камня на камне не останется. Оказывается, даже самый заурядный человек не так уж прост на поверку; сколько всего можно раскопать в его памяти и в его душе, если копнуть поглубже? Тут-то и раскрывается вся мощь старины Чапека, как писателя, психолога и философа! И вот мне, кстати, интересно стало, а Зюскинд не этим ли произведением вдохновлялся, когда писал свой "Контрабас"? Мне не хочется спойлерить, поэтому совсем уж до анализа-анализа масштабироваться не буду, простите, если кто как раз это больше всего любит, подвёл я вас, виноват-исправлюсь!

    "Жизнь и творчество композитора Фолтына" - последняя работа автора, которую ему помешала закончить смерть (хотя книга, конечно, менее не окончена, чем, скажем, "Замок" или "Америка" Кафки). В послесловии представлены комментарии жены писателя, где она с его слов восстанавливает, как должно было закончится дело. Собственно, история про Фолтына, насколько я понимаю, тоже укладывается в концепцию приведённой выше трилогии. Здесь, со слов очевидцев, реконструируется жизнь очень странного человека, который посвятил свою жизнь искусству, хотя никаких для этого талантов и возможностей у него, по сути, и не было. Вся его жизнь - сплошное надувательство и липа, автор сплёл в этом персонаже всё то, что сам очень не любил и презирал в окружающих. И если бы ему удалось дописать... думаю, финал был бы невесёлый для Фолтына.

    Мне кажется, что оба произведения могут показаться тяжеловаты, особенно для молодых людей, лет эдак до 20-25. Да и вообще, лучше в этом возрасте не забивать себе голову лишними мыслями, а радоваться жизни. Всем остальным рекомендую - весьма достойная литература!

    17
    269