Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мрачная девушка

Эрл Стенли Гарднер

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2022 г.

    Первая ложь всегда тянет за собой следующую...

    "В этом человеке не было ничего кроткого и смиренного, сразу же становилось ясно, что это борец, причем борец, который может сколь угодно долго выжидать удобный момент для нанесения сокрушительного удара и нанесет его именно тогда, когда получит наилучший эффект, а сам при этом не будет испытывать ни малейших угрызений совести от содеянного силой своего ума".
    (из портретного описания Перри Мейсона)

    Эрл Стенли Гарднер пользуется популярным для авторов детективных романов методом - заставляет читателей составить ложное первоначальное мнение о главной героине. То, что Фрэнсис Челейн девушка взбалмошная и обладает взрывоопасным характером, грозящим каждую минуту проявиться неконтролируемым поведением - спорить нет смысла. Да, героиня не привыкла себе хоть в чём-то отказывать, а потому к адвокату Мейсону пришла с просьбой, похожей больше на требование.
    Настроив таким образом читателей на конкретные выводы, автор начинает историю об убийстве Эдварда Нортона - дяди Френсис, являющегося к тому же доверенным лицом по управлению её собственностью. Хочу сказать, что меня Гарднер своей уловкой не обманул, почему-то сразу же заприметила подозрительный момент в процессе выслушивания свидетельских показаний. Скажу больше - подобный ход встречается довольно часто в детективных романах.
    Но книга Гарднера хороша не столько хитроумными ложными ходами (когда только успели так напутать - времени-то было в обрез), сколько образом главного героя - адвоката Перри Мейсона. О, и хорош же адвокат! Казалось бы, главная задача людей его профессии - защищать (что герой делает с превосходными результатами), но ему приходится заниматься и расследованием. Мейсону требуется идти на шаг вперёд, чтобы полностью решить дело, а у присяжных не возникло оснований для сомнения в невиновности его подзащитных.
    Очень показателен в этом плане диалог с секретаршей Деллой Стрит (к слову сказать - Мейсон знает толк в подборе персонала).



    – Как ты всегда сам впутываешься. Почему ты не в состоянии спокойно работать в своем кабинете, а потом выступать в зале суда?
    – Не могу тебе ответить, – улыбнулся Мейсон. – Возможно, это болезнь.
    – Не притворяйся идиотом, шеф. Другие адвокаты просто приходят в зал суда, допрашивают свидетелей, а потом представляют дело присяжным. А ты вечно в самой гуще событий.
    – У других адвокатов клиентов иногда вешают, – заметил Мейсон.

    Детектив получился довольно динамичным, несмотря на количество людей, замешанных в этом деле. Кроме главных подозреваемых Фрэнсис Челейн и её мужа Роба Глиасона, в списке фигурируют: Артур Кринстон - партнер Нортона по бизнесу, секретарь Дон Грейвс, судья Пурлей, шофёр. Путает карты экономка-шантажистка миссис Мейфилд. Но адвокат Мейсон умеет работать головой и знает за какие ниточки нужно дёргать.
    Понравилось описание судебного процесса. Автор изображает не только технический ход дела, но и психологический аспект. Благодаря знакомству с тонкостями "от и до", Мейсон строит перекрёстный допрос с предварительной подготовкой. Замечательный трюк!
    Плавный переход окончательной главы романа к рекламе следующей книги цикла показался удачным и интригующим.
    Аудиокнига в исполнении Игоря Князева (6 часов 54 минуты) понравилась не только самим исполнителем, но и яркими музыкальными вставками между главами, которые вызывали нетерпение поскорее перейти к следующему эпизоду (ноги непроизвольно отбивали ритм). К самому Игорю Князеву есть небольшая претензия: при всей его профессиональной и талантливой начитке, иногда замечались переигрывания (как будто актёр излишне старается, отчего теряется натуральность голоса - начинает чувствоваться игра).

    70
    865