Рецензия на книгу
Паранойя
Джейсон Старр
Githead15 января 2022 г.РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РИЧАРДА СЕГАЛА
Отличная книга о безумии. Герой, как мина замедленного действия, хранит в себе незакрытую травму, влияние которой на его психику и поведение не дает о себе знать до определенного момента.
Книга оказывает сильное эмоциональное воздействие. Любой легко может представить себе ситуацию, в которой все валится из рук, обстоятельства складываются исключительно в скверную сторону, неудачи следуют одна за одной, а весь старательно возводимый карточный домик жизни начинает заваливаться набок. Зачастую у таких неприятностей нет никаких особых причин, кроме того, что сегодня, а может быть всю неделю или вообще всегда, ты, очевидно, - неудачник, а может, напротив, все не так печально, и просто по утрам нужно начать вставать с другой ноги. У героя книги Ричи все совершенно не так. У его неудач есть конкретная причина – Майкл Рудник, о существовании которого его память тщательно забыла, возведя барьер между пережитым в детстве кошмаром и сегодняшней равномерной жизнью. Потому что одновременно эти воспоминания и здравомыслие в голове Ричарда Сегала несовместимы.
Случайно столкнувшись с человеком, травмировавшим его психику в детстве, Ричи съезжает с катушек и все дальше погружается в пучину мести, ненависти и сумасшествия. Монотонная действительность, состоящая из попыток стать лучшим продажником в фирме, выбора ужина в меню доставки, препирательств с женой и прогулок с собакой, уступает место остросюжетному триллеру.
Действие протекает на фоне бесконечных офисных и семейных проблем. Реалистичность происходящего, использование автором стандартных конфликтных ситуаций на работе и в супружеской жизни, случавшихся с каждым, позволяют читателю легко поставить себя на неуютное место Ричи Сегала. Безумие охватывает его постепенно и неумолимо, заставляя совершать необдуманные поступки, лгать и изворачиваться. Как химическая реакция, потеря связи с реальностью нарастает от страницы к странице. И если сначала, например, Ричи всего лишь выглядит как чересчур ревнивый супруг:
«Ее волосы были в беспорядке, а костюм помят. Я сразу представил, что они с Энди были где-нибудь в номере гостиницы, а потом ей пришлось в спешке одеваться… Пола протиснулась мимо меня и вышла из кухни. Я стоял столбом и вдруг почувствовал себя полным идиотом. Ясно, ни с каким Энди Коннелли Пола не была. Просто алкоголь внушил мне параноидальные мысли. Пола допоздна задержалась на совещании и забыла включить свой сотовый телефон. Оба объяснения были вполне правдоподобны».
То ближе к финалу герой романа уже будет не в состоянии контролировать свою агрессию:
«Проходя мимо меня, он сказал: «Счастливо, Ричард» — в типичной для себя манере: в небрежном тоне не было и намека на искренность. В следующую секунду коробка полетела на пол, и я кинулся на него. Я застал … врасплох, мой кулак опустился на его затылок, и он упал на колени. Секретарши завизжали. Я продолжал молотить его по голове».
У нас на глазах разворачивается трагедия человека, потерявшего ментальное равновесие, не получившего вовремя квалифицированной помощи, усугубившего свое положение алкоголем и ступившего на путь мести и обмана. Рассказ от первого лица отражает все мысли героя по поводу происходящего, за исключением тех, которые его подсознание скрывает от него самого. Внутренний мир Ричарда меняется на глазах, покрываясь не только слепыми пятнами, но и пятнами крови.
Вывод: «Суровая штука». Герой одновременно несчастный человек, разрушенный извне, жертва, но он же и преступник, и дела рук его требуют возмездия. Джейсон Старр смог написать книгу тревожную, остросюжетную, безрадостную и поучительную. Больше его у нас не переводили, а он прилично книжек написал, в том числе несколько – в соавторстве с Кеном Бруеном - известным ирландским специалистом по мрачному неонуару.
21342