Рецензия на книгу
Война и причиндалы дона Эммануэля
Луи де Берньер
Аноним7 апреля 2013 г.Экономическая нестабильность, политические дрязги, нищета, гражданские войны, непрекращающиеся революции... Why so serious? Больше огня, больше фарса, больше гротеска, больше доведения до абсурда, больше "чисто случайных совпадений" и роялей, побольше роялей, радостно танцующих в кустах ровно до того момента, пока не начнут подрываться на минах.
Когда-то учительствовавший в Колумбии англичанин Луи де Берньер написал что-то среднее между пародией на большой латиноамериканский роман (магический реализм прилагается, как же иначе) и стебом над представлением европейцев о латиноамериканской же действительности. Получилось бодро, а умиленно прижимать к груди пухленький томик хотелось, уже начиная с момента:
Однако либералы и консерваторы по-разному подходили к войне с распространением пугающих верований в «братство», «справедливую оплату труда» и «демократию». Консерваторы считали, что их нужно задавить: обращаться с крестьянами жестко, держать в безграмотности и назначить жалованье в размере ста пятидесяти песо в неделю. Либералы же полагали, что с крестьянами надо обращаться ласково, обучить их читать бумажки с инструкциями и назначить жалованье в размере ста пятидесяти песо в неделю. И тогда, говорили они, крестьяне будут так довольны, что не побеспокоятся стать коммунистами. Правда, ситуация невероятно запутывалась из-за консерваторской привычки обзывать «коммунистами» либералов.В условной латиноамериканской стране (мозаика из историй неназванных реальных государств - это отдельное развлечение) все плохо, все очень-очень плохо. Правые не могут разобраться с тем, как должна выглядеть демократия, левые расходятся в представлениях о единственно правильной революции, хунта действует подпольно, а народ... А народ, наверное, предпочел, чтобы его оставили в покое, но только на такую роскошь рассчитывать не приходится. Писатель щедро замешивает в котле повествования истории десятков персонажей и лирические политэкономические отступления. Замешивает, утрируя, перегружая деталями, развешивая по стенам автоматы, большинство из которых еще разразится своей очередью. От обилия всего слегка кружится голова, и временами настойчиво кажется, что вот тут и воооон там все можно было бы сделать намного изящнее, а баланс между общим и частным в романе стоило бы настроить потоньше. Но за веселухой с неловкими заговорами, дурацкими покушениями и удивительными спецоперациями в полный рост, ничуть не стесняясь, встают трагедии людей, для которых вся эта "веселуха" - повседневная реальность. И они с ней умудряются справляться. Если, конечно, повезет. Впрочем, отбиться от такой действительности, наверное, непросто. И ведь "Война" - это не единственная проблема. У де Берньера в трилогии еще два романа (судя по названиям - про наркоторговцев и церковь) - и, значит, трагикомическому шоу закрытие пока не светит. Ну и чудесно.
32277