Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Замок

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним4 апреля 2013 г.

    Роман "Замок" за время своего существования обзавелся тремя толкованиями, а его толкуют, как карты Таро - сновидческую зыбкую систему.
    Есть мнение, что это ужасающий портрет бездушной бюрократической машины.
    Есть мнение, что в образе главного героя, К., выведен человек творческий, в котором Кафка в какой-то мере передал свои собственные метания литературного гения в непонимающем его мире.
    Есть мнение, что роман теологический, т.е. иллюстрирующий безуспешный вечный поиск Добра и Истины.
    Каждый может трактовать этот роман так, как ему кажется более верным.
    Язык Кафки нарочито сух и заполнен канцеляризмами, при чтении это нужно учитывать. Его стиль сравнивали с гранями твердого кристалла, через который читатель беспристрастно наблюдает за обнаженным миром.
    Если брать эту особенность в расчет, то манерой повествования даже удастся восхититься, если нет - велика вероятность заскучать, запутаться, как в том терновом кусту.

    Действие романа происходит в некой Деревне, над которой главенствует Замок - цель и магнит для героя, неизвестно откуда и зачем прибывшего землемера К.
    На протяжении всей книги К. ищет путей к Замку, сталкиваясь с гротескным, униженно-подчиненным бытом деревенских людей с одной стороны, а с другой - с проявлениями мощи Замка, демонстрируемой через посредников, чиновников и адептов.
    Роман не завершен, и на мой взгляд, это символично для его наполнения. Нет конца поискам, описанным Кафкой.

    Дальше...

    Теперь будет лирика:
    путь к Богу выматывающ.
    Особенно когда ты безликий, даже не имеющий полного имени землемер. Слово-то какое... землемер. Ходит себе, мерит землю шагами безликая масса без права на личность, без имени - просто, допустим, К.
    И хорохорится чего-то, и испытывает неисповедимые пути, но натыкается на стройную, выглаженную, вылизанную многовековую систему Величия того, что в романе зовется Замок.
    И он, этот К., женится, прикладывается к бутылкам, ищет место, куда бы прислонить на ночь головушку - все обыденно, меленько, несообразно гордыне К.
    Грязненькое пошлое бытие, в котором ворочается и нагло требует Бога человек.
    И ему позволяют быть. Не гонят, но и не поощряют, пристраивают куда-то, снисходительно ведут за ручку, щелкают по носу, если зарвется, унижают Величием, дразнят - показывают приближенных, знающих, которые так же обычны, как и все остальные, но отличаются напыщенностью, чувством важности своей, избранности.
    Позволение бытия - не награда ли уже для дерзкого землемера?
    А он так предсказуем, так смешон в попытках установить истину, так нелеп в своих обидах...
    И помощники, выделенные ему без просьбы, помощники, а на деле - соглядатаи, наблюдатели, стражи. От них не дождешься ничего хорошего - даже сорочку доверить нельзя. Им это грязненькое бытие смешно и зловонно. Они - око Бога.
    А человек все ищет и ищет единственно-верного пути.

    6
    62