Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

De profundis. Тюремная исповедь

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2013 г.

    Говорить про такие книги, что они не понравились, наверное, дурной тон. Любой, кому не нравится Уайльд, Булгаков, Гессе и подобные им величины, для которых и слово "гений" не является исчерпывающей характеристикой, должен захлопнуть варежку и вернуться за уроки. Потому что не дорос.
    Эксцентричный Уайльд для меня - яркая звезда на литературном небосклоне, я восхищаюсь им, хотя мне он не близок по духу. "Портрет Дориана Грея", пожалуй, исключение - это не только жемчужина мировой литературы, но и многим больше: смешная, горькая, болезненная, страшная, вызывающая столько чувств одновременно, это книга о самой сути любви.
    Естественно, мне стало интересно, что за человек ее написал. Мне никак не удается научиться воспринимать творчество и жизнь творца как две совершенно разные вещи. Это одна из причин, почему я не люблю живых писателей - не хочу разочаровываться. Недавно, правда, выяснилось, что и мертвые могут расстроить - как сэр Конан Дойль, например. Грань между личным и публичным у людей творчества очерчена четче, чем у других.
    Так вот. De profundis. Почему мне не понравилось.
    Написанное в тюрьме, это длинное письмо-размышление, на мой взгляд, не стоило публиковать никогда. Оно представляет интерес скорее для биографов и специалистов по творчеству Уайльда, которым только и пристало исследовать его грязное белье. Написанное как попытка разобраться в себе, в том, что произошло, с помощью ретроспективного анализа - это почти психотерапия. И даже больше - это суд над самим собой.
    Поддаваясь соблазну обвинить в своих бедах другого, упускаешь самое главное. Уайльд признавал свои ошибки, главная из которых заключалась в слабости характера, в неумении сказать "нет". Но, поддаваясь соблазну снять с себя ответственность, автор рассказывает о своем любовнике больше, чем о себе. Черное - расточительный, эгоистичный и самовлюбленный Альфред, для которого верно, что


    Между капризом и вечной любовью разница та, что каприз длится несколько дольше.

    ,
    его полусумасшедший отец и безвольная мать, белое - попавший в нелепую ловушку, добрый, мягкий Уайльд.
    Возможно, в этом и есть зерно истины, но это - не все.
    Высоко взлететь и больно разбиться, добиться славы и богатства, а затем оказаться в полной нищете, даже хуже - в минусе, потерять сыновей, стать причиной безвременной кончины любимой матери - вот путь Творца, блестящего мастера иронии и парадоксов. И, главное - этого можно было бы легко избежать. Вспоминается его:


    В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.


    Не знаю. Мне горько. Обидно за то, что наделенный столькими дарами, имеющий и желание творить, этот человек, кажется, главного так и не сделал. Сколько творческой энергии, сколько времени растрачено на человека, который и десятой части этого не стоил! "Дерево познается по плодам его", с того, кому много дано, много и спросят, так на что же Вы, Оскар, себя расточили?
    Ближе к концу книги приходит раскаяние, вера, смирение и понимание. Извлечь урок и двинуться дальше, измениться - в этом Уайльду виделась и судьба и план на ближайшее будущее. Но нет.
    После выхода из тюрьмы он продолжает отношения с Альфредом, из-за которого, собственно, и попал за решетку. Чувства, перевешивающие разум, приводят к тому, что люди не учатся.
    Планам по духовному перерождению не было суждено осуществиться. Однажды упав, Уайльд более не поднялся.

    3
    61