Рецензия на книгу
Eleanor Oliphant is Completely Fine
Gail Honeyman
Аноним6 января 2022 г.«Ах, Элеонор, у тебя нет друзей, дорогуша. Занималась чем-то нехорошим? Скажи мамочке, что ты хорошая девочка». (с)
⠀⠀⠀Давно пора закрыть этот гельштат, который связан с этой книгой. Пора посвятить этот именно этому. Еще давно я получила эту книгу в розыгрыше. Даже начинала два раза, но первые страницы не заставили проникнуться, поэтому постоянно забрасывала. Но теперь пора закончить с этим. Много хороших отзывов/рецензий на эту книгу. Обычно я жду чего-то неожиданного, интересного в самом начале, и это стало моей ошибкой. Знаете, приятно ошибаться, когда это касается книг. Книга не стала лучшей для меня, тут есть свои проблемы, которые стали важными для оценки этой книги. Очень опасно встречать фактологические ошибки, которые могут формировать идеальное представление о чем-либо. И даже если мы представим это книжными условностями, без которых не было сюжета, невозможно закрыть на это глаза. Это не история с орлами из «Властелина колец». С другой стороны, книга заставила задуматься, переживать или чувствовать себя некомфортно. Обо всем по порядку.Сюжет, задумка и персонажи:⠀⠀⠀Молодая женщина по имени Элеонор Олифант живет и работает в офисе как совсем обычный человек. Только вот не каждого обычного человека посещает социальный работник, который пытается прояснить ситуацию с инцидентом в прошлом. Ее лицо в шрамах, а душа страдает. Только никому не следует говорить об этом, а то мамочка узнает и будет плохо. На самом деле, с ней все в порядке. В порядке. А люди, которые вокруг нее, просто странные сами по себе, у них проблемы со вкусами, хобби и словарным запасом. Они даже пишут неграмотно в электронных письмах, сокращая слова! Но вдруг Элеонор встречает невероятного музыканта, который словно очаровал ее. И появляется смысл в жизни: надо стать той, кого он точно заметит! Ведь он идеален, словно сошел с картинки. Однако этот проект не так-то прост, поэтому нужно подготовиться. Вот только травмы прошлого не дают покоя. Это нелегкий путь женщины, которая пытается жить обычной жизнь при наличии проблем и травм из детства.⠀⠀⠀Композиционно книга делится на три части: хорошие времена, плохие времена, лучшие времена. Так или иначе они подводят нас к пониманию общей атмосферы в них. Также хочется отметить российскую обложку, которая вроде такая простая, но такая приятная глазу. Нравится даже больше оригинальной со спичками. Всегда интересно встречать отсылки на реальные истории или черты авторов: к примеру, писательница родилась в Шотландии, и это отражается в виде рассуждений о ней, а также она изучала лингвистику и литературу. Но, видимо, есть проблема с описанием системы социальной работы, о чем будет сказано позже.⠀⠀⠀Эта история о жизни молодой женщины, которая постепенно раскрывается в книге. Сначала нам дают только крупицу информации. Мы действительно мало знаем о ней. Она может показаться странной и даже душной. Но потом начинаешь понимать, насколько все серьезно с Элеонор Олифант с которой не все в порядке. И оказывается, что это история о травмированной женщине, которая не прошла нормальный процесс социальной адаптации и интеграции. Поэтому мы наблюдаем процесс реинтеграции в общество со всеми вытекающими проблемами и рисками. История, которая может рассказать многое о нас, потому что социальная изоляция и нехватка общения особенно сильно проявились в период коронавируса. Несмотря на всю жестокость, подробные жуткие подробности, книга заставляет расчувствоваться. Слишком трогательно, особенно если мы говорим про историю с Самми. Есть и юмор. К примеру, я посмеялась с этого:
«После долгих размышлений о политических и социологических аспектах питания, я пришла к выводу, что еда меня не интересует».⠀⠀⠀Элеонор Олифант — фокальный персонаж книги, на котором фокусируется все внимание линейного повествования. В среднеанглийском, англо-нормандском, старофранцузском, древнегреческом языках этимология слова «Oliphant» отсылает к слонам (elephant или ivory). Поэтому возникает в голове ассоциация: как слон в посудной лавке. И действительно это можно связать с главной героиней, которая чувствует себя вдали от всех, а любое появление в публичном месте выглядит странным (например, на работе). У меня нет явной симпатии к Элеонор: вот есть героиня, которая является фокальным персонажем, мы узнаем историю, есть сопереживание и грусть, но симпатии нет. С чем это связано? Дальше будет подробнее раскрыто. Кроме того, она настолько прямолинейна, что даже пугает: к примеру, разговор после интимной стрижки, где она упоминает не совсем приятные вещи. Стоит поговорить о Реймонде, который неожиданно становится хорошим другом Элеонор. Сначала это кажется невероятным, но потом они достаточно быстро сближаются. На самом деле, хотелось бы иметь такого друга, который будет заботиться о тебе, но при этом не переходя личные границы. Например, в случае оказания помощи. Он не давил, не принуждал, но говорил, что всегда готов поддержать и помочь, если она захочет. Другие персонажи не так часто появляются, чтобы о них подробно рассказывать.
«Я всегда гордилась, что справляюсь в этой жизни одна. Я одинокий боец — я Элеонор Олифант. Мне больше никто не нужен, в моей жизни нет зияющей бреши, и все фрагменты моего пазла на месте. Я вещь в себе. Вот что я себе всегда говорила, во всех ситуациях».⠀⠀⠀Книга читается невероятно просто и легко. Несмотря на подробное описание повседневных дел Элеонор, это вообще не ощущается. К примеру, когда я читала книгу «Двенадцать рождественских историй», там была дополнительная информация, которая является лишней. Это не описания ради описания, или информация ради информации. Все служит для раскрытия Элеонор и других героев книги. Даже описания того, как она пьет или как дозирует, — важны. Если что-то убрать, мне кажется, будет ощущаться нехватка каких-то деталей. Все это настолько взаимосвязано и продумано, что цепляться не к чему. Кроме того, слог и стиль писательницы импонируют. Если говорить про самую главную интригу, то я сначала даже не поняла, что произошло. Пришлось перечитать, чтобы понять. Было неожиданно, но не могу сказать, что это впечатляет. К тому моменту история почти закончилась, а это лишь финальная нота, которая не производит такого сильного эффекта.⠀⠀⠀Какие основные проблемные темы можно выделить в повествовании? Тема одиночества. Можно сказать, что Элеонор не такая, как все. И это особенно видно в первой части книги. Сначала пытаешься понять ее «инаковость», потом чувствуешь неуютно из-за ее поведения, которое реально выделяется среди всех. Несмотря на это отличительное поведение, которое так точно показывает неадаптированного человека в обществе, вызывает сочувствие. Особенно, когда вспоминаешь спецвыпуск канала «Редакция», который рассказал о детях из детдомов. Кроме того, она пытается спастись от одиночества, преследуя музыканта, с которым она даже не знакома. Тема психологических травм. Она пронизывает всю книгу от самого начала и до конца. Особенно это касается разговоров с мамочкой. Мы видим, насколько тяжелая ситуация сложилась у главной героини, хотя она пытается жить как обычный человек. Тема депрессии. Тяжелая часть книги, которая сначала кажется неочевидной, но так и бывает. Человек может не осознавать, отрицать, отмахиваться как от несуществующей болезни. Особенно сильно это проявляется в разговоре с мамочкой, которая говорит, что не существует никакой депрессии. Тема алкоголизма. Самая неприятная тема, показанная в книге. Настолько точно, что даже страшно. Элеонор пьет, чтобы лучше спать и ни о чем не думать («Чтобы не быть ни пьяной, ни трезвой»). Теряет себя в алкоголе, потому что прошлое догоняет. Две-три бутылки водки на выходные! И, когда показан ее срыв во второй книге, становится действительно жутко, противно и страшно. Она даже измеряет потраченные деньги в бутылках. Тема сталкинга. Серьезная проблема в наше время. Писательница раскрыла ее слишком пугающе. Кроме того, можно отметить и тему отсутствия/нехватки общения (вся история Элеонор), тему принятия себя (все моменты с экспериментами над внешностью Элеонор), тему ожидания/реальности (особенно хорошо показано на примере музыканта).⠀⠀⠀Но есть несколько проблем книги. Во-первых, может возникнуть сомнение по поводу того, как быстро ей все удалось. Реинтеграция прошла слишком быстро. Да, были проблемы, особенно когда случился срыв. Но выглядит настолько идеально, что даже порой не верится. Как будто сказка в наших реалиях. И коллеги так быстро перешли от насмешек и скрытых издевательств к дружбе и даже уважению: стоило прихорошиться и получить повышение, это так работает? Поэтому возникает ощущение недоверия к истории. Возможно, для Элеонор требовался какой-то триггер (как Реймонд), чтобы быстро вернуться в общественный строй, но это не так понятно в сюжете, на мой взгляд. Во-вторых, в самом начале, как я уже писала, думаешь, что героиня какая-то чокнутая, даже безумная. В какой-то степени писательница позволяет думать о ней так, преподнося информацию о ее странностях. Тем самым мы можем удивляться/насмехаться/ужасаться (можно выбрать) из-за психологических травм человека. А это не совсем хорошо. В-третьих, не совсем понятно, что конкретно у главной героини. Какая именно проблема у нее? Да, мы знаем, что есть психологические травмы из-за событий в детстве и есть клиническая депрессия. Но это выглядит как ПТСР, а потом и как диссоциативное расстройство личности. Думаю, эксперты могут заметить еще больше значимых характеристик других диагнозов. Просто непонятно: основную интригу книги писательница пытается объяснить депрессией? В-четвертых, когда я искала информацию по поводу книги, встретила весьма любопытную рецензию от человека, который явно больше понимает о системе социальной работы. В частности, он отмечает, что писательница допускает много фактологических ошибок (называет это мифами): (1) соцработники скрывают информацию от опекунов; (2) люди с травмами не получают никакой значимой поддержки (при этом есть момент про получение квартиры); (3) молодые люди не участвуют в процессе принятия решений, которые касаются их жизни.⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): темы (проблемы алкоголизма, психологических травм, изоляции от общества, нехватки общения, сталкинга, принятия себя и так далее); дружба, показанная на примере Реймонда; слог и стиль писательницы (просто и легко). Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): персонажи. Слабые стороны (минусы): слишком идеальная история и слишком быстрая история; писательница позволяет смеяться над героиней, у которой есть проблемы; проблемы с фактами.Выводы:⠀⠀⠀Книги могут, с одной стороны, удивлять, но, с другой стороны, расстраивать. История Элеонор Олифант действительно трогает. Она заставляет задуматься, а это важно. Но фактологические ошибки, идеальность происходящего, быстрота событий, возможный смех над травмированными людьми — портят впечатление. Я такой человек, который любит проверять некоторые факты, а также читать иностранные рецензии, особенно от специалистов (иногда это необходимо). А еще я очень долго думала, какую оценку поставить книге. Моя оценка где-то между 3,5 и 4, но поставила в итоге 3,5 из-за того, что впечатление от книги долго не продержалось, а для меня это знак. Рекомендую ли эту книгу? Я бы посоветовала эту книгу, так как я получила удовольствие от прочитанного. Но нужно помнить, что не вся информация, которая может быть в книгах, правдива, даже если это происходит в наших реалиях.55958