Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время любить

Филипп Эриа

  • Аватар пользователя
    Rita38931 декабря 2021 г.

    Исправить прошлое или Агнесса опять попалась

    Первые три книги цикла прочла залпом в июне-июле 2020, а с завершением протянула полтора года. Дотянула до того, что и сюжет, и имена героев начала забывать.
    "Время любить" написано тоже с перерывом после трёх романов о Буссарделях. Филипп Эриа кратко напоминает читателям о борьбе Агнессы с кланом родни из предыдущих книг.
    Тётя Эмма и тут выделилась причудой, обеспечив наследством отпрыска блудной племянницы. Однако, после смерти Эммы клан не дремал и отыгрался за всё. Рено вырос в эгоистичного 15-летнего лицеиста. Снова практичная в делах архитектуры Агнесса огребает ото всех, не исключая сына. Реально, только одна из персонажей романа крутится как белка в колесе, работает до полуночи, несёт ответственность за свои и чужие слова и поступки. Рено откровенно нагло командует матерью, фамильярен с ней, на что Агнесса не возражает. Взрослые участники действа, что посторонние мужчины, что дамы клана Буссардель, взваливают бремя решений на Агнессу, а сами при случае легко могут отбрехаться стандартным "Она сама" или "Это не я".
    Забавное совпадение: прочла два французских романа подряд, и оба о подростках 1950-х годов. Эриа перевели ещё в 70-х, и как же приятно читать советский перевод в советской же редактуре. Слог гладкий, в меру эмоционально. В отличие от Патрика и Жозе-Мари у Киньяра, здесь подростки живые, не депрессующие попусту и не ноющие о своей ужасной-ужасной жизни. Отец Патрика - ветеринар, отец Мари-Жозе - лавочник, а от их мировосприятия создаётся впечатление, что о бомжах нищих духом читаешь. У Эриа Пейроль - сын и брат деревенских каменщиков, но выглядит и ведёт он себя в тысячу раз взрослее, снисходительнее к миру и просто достойней, чем его ровесники Мари и Патрик у Киньяра. Жюстен старательно учится, а на все взбрыки Рено отвечает снисходительной улыбкой, как будто за щенком, несмышлёным, но хорохорящимся, наблюдает. Жаль, что некому было наказать зарвавшегося Рено за чужой мотороллер.
    Затрагивает Эриа и классовое неравенство. Буржуа во Франции чуть ли не выше аристократии себя ставят. За гибель полицейского, многократный угон автомобилей и грабежи подростки, если они из буржуазных семей, будут, не без труда, но всё же отмазаны от уголовной и вообще любой ответственности. Как же, адвокаты, прочие юристы и присяжные заседатели из того же буржуазного класса. Мальчишке-рабочему или безродному интеллигенту такая малина бы не светила.
    До последнего надеялась, что Агнесса удержится от навязываемой ей подлости, но автор и несмотря на потакание клану наделил её счастливым финалом, даже очень счастливым, если учесть и примирение всей её жизни.
    В финале Эриа деликатно, но без ханженского замалчивания описывает ухаживание за беспомощной и тяжело больной женщиной, как постепенно у той сламывается многолетняя гордость. Автор деликатен в отношении всего связанного со смертью, но особенность французской литературы 20 века в чрезмерной кинестетичности, о которой я писала в рецензии на Киньяра, проявилась и тут. Мальчишки в трусах, в цветных плавках, мужчины без рубашек, 15-летний Рено не стесняется матери голышом в узком помещении (не поздновато ли), Рено в мокрых после купания трусах (сменить лень или некогда)... Раздражала всеобщая любовь к Рено. Вырасти он внутри клана, стал бы таким же бездельником-балбесом, как и арестованный Патрик. Заранее на демонстрацию обул тяжёлые грубые ботинки, что свидетельствует, что и ему жестокость присуща, но не проросла ещё.
    Цикл закончен развалом когда-то дружного клана Буссарделей. Луизе уже за восемьдесят, она последняя, кто помнит исторический анекдот про основателя семьи и фазанов аля священный союз. Однако, всей соли анекдота Луиза уже не помнит, застопорившись на ключевой фразе истории. Забыто скрепляющее начало, зато автор тетралогии поставил основательную точку в истории Буссарделей, без намёков на продолжение даже в рассказах. Современные циклы подобной завершённостью нас не балуют.

    27
    379