Рецензия на книгу
We Begin at the End
Chris Whitaker
BelJust29 декабря 2021 г.Данную книгу нельзя назвать детективом или триллером, ибо расследованию здесь уделено не так много внимания да и саспенса маловато. Однако это объёмная социальная драма, где прошлое и настоящее неотрывно связаны, где в маленьком городке у каждого своя боль и свои скелеты в шкафах, где множество судеб спутано в гордеев узел, а для некоторых героев время словно остановилось тридцать лет назад — в ночь, когда погибла юная Сиси Рэдли. Причём эта трагедия оказывает влияние не только на непосредственно вовлеченных в неё людей, но и затягивает, как чёрная дыра, всех живущих рядом. Начало данной истории привело меня в полный восторг: множество тайн (от того, что же и как произошло тридцать лет назад, до сомнительных махинаций одного подозрительного типа в настоящем), возможность собирать полную картину из фрагментов (у каждого персонажа доступная ему часть, лишь читатель может узреть абсолютно всё), различные ракурсы и особенности восприятия персонажей дают посмотреть на одну и ту же ситуацию с нескольких сторон.
Однако если сначала кажется, что личные драмы у каждого персонажа являются плюсом, то со временем у меня произошло пресыщение. Начинает казаться, что автор решил собрать бинго из всех возможных драм в одном флаконе, иногда докручивая до одноногих собачек. Взять, например, Уока. У него чувство вины из-за того, что тридцать лет назад он активно поспособствовал тому, что его лучшего друга, который был ему как брат, отправили в тюрьму. У него же страдания по девушке, с которой он расстался тридцать лет назад. У него же неизлечимая болезнь. И так почти со всеми героями: им не просто плохо, их терзания и проблемы должны быть доведены практически до предела. Относительно благополучные герои отсутствуют, если это не какие-нибудь мерзкие людишки, извлекающие выгоду из бедных сироток. Даже у второстепенных либо проблемы с семьёй, либо с принятием в обществе, как у однорукого темнокожего мальчика.
Повествование достаточно неспешное, позволяет наблюдать панораму маленького городка и совсем не маленьких тайн его жителей. Мне показалось, что оно несколько затянуто в середине, когда все значимые герои уже появились на сцене, но до развязки ещё далеко. В финале, наоборот, произошло резкое ускорение, так что события воспринимались нагромождением. На впечатления повлияло ещё и то, что взрослые люди городили какие-то невероятно сложные схемы из ненужных жертв вместо того, чтобы поговорить, что решило бы хотя бы часть проблем.
Я некоторое время пыталась понять, почему же к финалу мои восторги заметно увяли при всех достоинствах книги, и осознала, что большинство важных персонажей ужасно схематичны. Очень хорошо прописана Дачесс, остальные либо функции, либо шаблоны, либо додумайте, пожалуйста, сами. Я не понимаю Винсента, ибо всего его можно уместить в описание "кающийся грешник". Мне показался интересным приём, когда представления о персонаже нужно складывать из различных рассказов или субъективных характеристик, озвученных другими людьми. Но в случае с Винсентом реализация получилась такая кривая. Есть Уок, для которого Винсент почти святой, есть охранник в тюрьме, который тоже отзывается о Винсенте с явной симпатией, есть отец погибшей девочки, который Винсента ненавидит и, следовательно, описывает как раковую опухоль, и есть старая подруга, которая приоткрывает завесу тайны над бессмертной любовью Винсента, что не такая уж бессмертная, раз были какие-то другие девчонки. И ничего цельного из этого не получается, сам же Винсент на протяжении всего повествования вдохновенно отдаётся самобичеванию и к бессмертной любви не особенно стремится. Стар ещё менее понятная. Хотя, может быть, она их тех женщин, для которых важен лишь мужчина, а на детей любви уже не хватает. Тогда зачем ей вообще были нужны эти дети... Уок — хороший коп, Дарк — ходячее подтверждение выражения про обманчивую внешность, Марта любит острый соус и носит брендовые кроссовки с официальным костюмом, Робин — типичный хороший добрый мальчик. И этого мне оказалось как-то маловато для того, чтобы по-настоящему проникнуться.
Немного наблюдений о вине. Занятный момент: если вина — всё, что характеризует Винсента, мол, одна ошибка — и вся жизнь под откос пошла, то у Дачесс она выражена номинально. Дачесс всего на пару лет младше, чем был Винсент в момент совершения преступления, но вина и вообще ответственность за свои поступки у неё присутствует лишь на словах и после скупого выражения никак не преследует в будущем. Да, сравнивать косвенную вину (действия Дачесс не раз запускали события, которые приводили к чьей-либо смерти) и убийство, пусть и непреднамеренное, не совсем корректно. Однако мне не хватило рефлексии, обдумывания, переживаний о том, как всё могло сложиться, поступи она иначе. И, судя по тому, что Дачесс по-прежнему носится с рефреном "вне закона" и романтизацией преступлений, складывается впечатление, что выводов она так и не сделала, хотя пример Винсента весьма наглядный. Можно, конечно, бегать с револьвером наперевес, а потом сидеть на руинах, зато вне закона: правила не для тебя, но и защиты в нужный момент не получишь, да и ничем хорошим это не кончится.
832,2K