Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним28 декабря 2021 г.

    Выпьем ещё рюмку кальвадоса

    Герой книги, сорокалетний немец, хирург, бывший солдат, прошедший ад Первой мировой. Бежал из Германии после пыток гестапо за укрывательство друзей, прошёл через концлагерь. Скрывается в Париже под вымышленным именем Равик, живёт в гостинице, хозяйка, которой, благодаря обширным связям, успешно укрывает незаконных мигрантов. После всех "подарков" судьбы он утратил все иллюзии и надежды, и живёт одним днём: жизнь разрушена по всем фронтам, а за каждым следующим поворотом (как зловеще намекает при любой возможности сам герой) его ждёт лишь новая беда—бессмысленно планировать будущее дольше, чем на рюмку кальвадоса. Полнейшая безысходность стала нормой жизни, отсутствие душевных привязанностей и алкоголизм—единственные средства борьбы с драматическим отсутствием просвета на горизонте. Вместе с героем читатель барахтается в тёмной тине отчаянья, вместе с ним страшится будущего и тщетно ожидает малейшего проблеска света в сгущающемся мраке.

    Встреча с отчаявшейся женщиной на мосту ломает привычное течение дней Равика и, казалось бы, даёт этот самый проблеск. Поначалу Равик не придаёт значения проведённой с ней ночи: просто ещё одна женщина, с которой можно удовлетворить свои физические потребности, забыться на время, наполнить безрадостное существование "каплей чужого тепла". А затем Жоан Маду незаметно входит в жизнь доктора.

    Равик осознаёт, что его счастье — кратковременно. Что они живут в эпоху, когда мир находится на грани катастрофы: краткий миг затишья перед бурей, которая сметёт все на своём пути. Потому их чувства, эмоции необыкновенно яркие и глубокие, переливающиеся всеми оттенками страсти. Глубина психологизма зашкаливает: автор целыми страницами описывает изменения в душах героев, стараясь передать словами то, что сложно уловить, не говоря о том, чтобы об этом рассказать.

    Но тем, кто предпочитает много действия, "Триумфальная арка" может показаться скучной. Действия тут мало. Герои всё время либо сидят в кафе, либо идут в другое кафе или в гостиницу—и всё время разговаривают, а когда не разговаривают, то размышляют и философствуют.

    Часто можно услышать, что роман Эриха М. Ремарка «Триумфальная арка» признан одним из самых трагичных произведений ХХ века. Спорное утверждение. Ведь всё искусство, касающееся двух масштабных и кровопролитных войн, описывает трагичные события и буквально пропитано болью, чувством одиночества и обреченности. Бесспорно другое: «Триумфальная арка» очень точно и тонко передаёт, как ощущали себя люди, зажатые между двумя мясорубками мировых войн, а потому, несмотря на внушительный объем, определённо заслуживает внимания, если есть желание понять эти чувства.

    91
    4,5K