Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    valeriya_veidt25 декабря 2021 г.

    «Центр тяжести» — книга-загадка. Более того, меня не покидает предчувствие, что Алексей Поляринов написал историю, которой предстоит перевернуть мир русской прозы. Во-первых, роман выходит за всевозможные жанровые рамки: книга о взрослении прямо перед глазами читателей превращается в нечто, похожее на антиутопию с примесью киберпанка. Во-вторых, «Центр тяжести» до чёртиков символичен — реальность, в которой проживают главные персонажи романа, очень напоминает наш с вами мир. И от этого становится немножечко страшно. В-третьих, использованный А. Поляриновым приём «роман в романе» превращает произведение как будто в биографическую историю семьи, проживающей по соседству. Скорее всего, можно назвать ещё много «в-четвёртых», «в-пятых» и т. д., но я снимаю лишь первые личные впечатления о книге.

    Для меня «Центр тяжести» стал романом об отношениях. «Какая же книга не повествует об отношениях?» — спросите вы в ответ. Я согласно покачаю головой, но добавлю, что в данном романе затронуты, пожалуй, всевозможные отношения, в которые так или иначе вступает человек на протяжении своей жизни. К примеру, в книге широко освещается тема внутрисемейных отношений — отношений родителей и детей, стареющих родителей и взрослых детей, взрослых детей и собственных маленьких детей, братьев и сестёр, мужа и жены, внуков и дедушек-бабушек… Отдельного внимания заслуживает тема дружбы — за развитием отношений одноклассников читателю предстоит наблюдать на протяжении многих страниц книги (многих лет жизни друзей). Отношение человека к государству и отношение государства к народу — особая тема романа (возможно, центральная). Со стороны людей проявления этих отношений — не просто акты несогласия или неповиновения, это акты свободы. Что касается тоталитарного государства, то его отношение проявляется во всевозможном контроле за гражданами своей страны и действиями, предпринимаемыми по отношению к тем, кто выступает в роли оппозиционеров. Возможно, отношения являют собой центр тяжести романа; это конструкт, от которого зависит устойчивость всего остального, что есть в книге (персонажей, сюжетных линий, метафор и аллюзий, пр.).

    Весьма вероятно, что «Центр тяжести» может стать воззванием всех критически настроенных, ведь «…люди, идущие строем, всегда идут не туда. Чаще всего строем не "идут", а уходят — от здравого смысла».

    25
    763