Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним25 марта 2013 г."Граф Монте-Кристо" - это название знакомо каждому, ведь оно знаменует собой замечательное, не побоюсь этого эпитета, великое произведение Александра Дюма, принесшее ему град славы и почитания современниками XIX столетия, и отнюдь не забытое современниками последующего столетия, давшего возможность бесчисленно раз экранизировать этот незабвенный роман.
Классику можно не любить, считать нудной, относиться к ней с насмешкой, указывая на школьную программу... Мол, время сейчас другое, проблемы другие, да и кому нужна эта наигранная и наивная сентиментальность этих старых и давно всем известных героев! Возьму-ка я лучше и "проглочу" какой-нибудь детектив, ведь он куда ближе к нашей расчетливой современности, где тонкие переживания, а-ля сентиментальность не чета и не оружие насилию! А классику пусть дети читают!.. Конечно, с данной точкой зрения можно не соглашаться, что я в сотый раз и сделаю, будучи твердо убежден, что осознание классики как раз приходит немного позже, чем в школьной юности. В те ранние годы, весь смысл поступков героев и главная идея, философия классических романов, как правило, ускользают. Поэтому классику нужно читать в юности и перечитывать позже, но никак не судить о ней саркастически, как о чем-то давно не актуальном, и при этом вовсе не читать.
Воспитывать душу, обогащать ум гораздо полезней на языке произведений того, уже давно ушедшего, но более блестящего в культурном и ценностном отношении времени. Ведь если присмотреться, то вся культурная история людей движется по спирали. Когда-то для выходящей из холодной тени Средневековья эпохи Возрождения примером для подражания и точкой на предыдущем обороте служила культура античности: внешний облик, идеи древних мыслителей, героизм древних римлян и так далее... Сейчас тенденция не сильно меняется, и в условиях заметного духовного обнищания, точкой предыдущего оборота и являются культурные идеалы времен предыдущего расцвета, во время которого появилось много замечательных литературных произведений, впитавших мысли и ценности всего периода.
Роман "Граф Монте-Кристо" охватывает в себе несколько десятков лет действий, и рассказчик не торопится забегать вперед, продолжительно раскладывая все по полочкам, вводя множество описаний и предысторий. Непременно всю сюжетную линию следует поделить на две части: трагичная история простого моряка Эдмона Дантеса и внезапное явление графа Монте-Кристо, можно сказать совершенно нового персонажа. Между двумя сюжетными линиями порядком десяти лет, но будущее здесь неразрывно связано с прошлым, за которое и следует расплата с обидчиками главного героя. Автор не повествует дословно о том, что происходило с главным героем во время этой десятилетней паузы, но то, что он в итоге являет собой по-настоящему впечатляет. Из обычного, молодого и жизнерадостного моряка, предсказуемого как на ладони, главный герой за это время превращается в богатого, таинственного и мудрого графа-полубога, опьяненного местью. Граф предстает овеянным какой-то непостижимостью и демонизмом, как нечто сверхчеловеческое, ведь и непомерные богатства для него так же пресны... Для него есть лишь один смысл - месть, вкус которой породили адские страдания. Безусловно, это уже не тот молодой и добродушный Эдмон, нотки которого, впрочем, все-таки всплывают в дальнейшем, как бы это не мешало исполнять "провидение", которым наделил себя граф в данной истории...
"Я призрак несчастного, которого ты похоронил в темнице замка Иф."Был бы для нас так значим дневной солнечный свет, приносящий столько тепла, красоты и движения всему живому, если бы мы не знали ночи? Радовались бы мы с тем же трепетом приближению летнего тепла, если бы не было холодной зимы? На самом деле все познается в сравнении, о чем и говорит финальная мысль главного героя, прошедшего через муки ада.
"Вам, Моррель, я хочу открыть тайну искуса, которому я вас подверг: в этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство. Надо возжаждать смерти, Максимилиан, чтобы понять, как хороша жизнь."
И имеющиеся богатства оказались сиюминутными в сравнении с тем чувством духовной возвышенности над ними... Долгожданной любви.
"Граф почувствовал, что его сердцу становится тесно в груди; он протянул руки, и Гайде, вскрикнув, бросилась в его объятия."
Роман вышел как продолжительная трагедия, но конец очень трогателен и вселяет надежду в благоприятность дальнейшего исхода.Нужно ли жалеть жертв-заговорщиков, пострадавших от орудия мщения графа? Вопрос безусловно может показаться неоднозначным. Но жизнь как оказывается так устроена, что зачастую многие строят свое счастье на несчастье других. Изначально в данной истории пострадал граф, вынужденный пройти через муки ада и в последствии от этого духовно возвыситься. Не смотря на всю трагичность событий, он человек долга и чести, которому не чужды пощада и справедливость. Заговорщики от начала и до конца были склочны, алчны и подлы... И наверно это большой урок.
1498