Рецензия на книгу
Мизери
Стивен Кинг
jtorrance17 декабря 2021 г.Ваша самая большая поклонница.
Писать о «Мизери» — это как повторять набор фактов, известных каждому уже тысячу лет. Об этом небольшом романе Стивена Кинга сказано, должно быть, всё. Обычно читатели делят творчество на несколько этапов: классический Кинг и его произведения новой волны. «Мизери» относится как раз к первой группе, к тому периоду его творчества, в котором он и создал себе репутацию короля ужасов, а мы успели его полюбить. С этой книги легко начинать знакомство со вселенной Кинга, так же она идеально впишется в область интересов читателей, не любящих мистику в литературе. Это мощный психологический триллер, написанный с какой-то феноменальной эмоциональностью и искренностью.
Пол Шелдон — писатель (один из любимых типажей автора), он автор цикла романов о некой Мизери Честейн, женщине из прошлого, которая сталкивается с остросюжетными событиями в жизни, находит любовь, участвует в хитросплетениях судьбы и этими аспектами привлекает массовое внимание зачастую женской публики. Шелдон откровенно не любит свою героиню, он устал от неё, как всякий автор, год за годом пишущий одну историю. Он уверен, что способен на большее и готов к новым вершинам, поэтому пишет свой последний роман о Мизери, где приводит её к логическому концу, и создаёт нечто совершенно новое. Новый роман, новый жанр, новый этап в творчестве. Пол понимает, что, возможно, эти перемены не вызовут восторга у читателей, но вдохновение поглощает его целиком. И вот, книга дописана. Автор совершил присущие себе ритуалы, закурил сигарету, выпил шампанского, единственный экземпляр романа уже ждёт своей публикации. Но ему не суждено выйти в свет, потому что Пол попадает в страшную аварию и приходит в себя в незнакомом доме, с переломанными ногами, с острой болью со всём теле. А рядом с ним только она — его самая большая поклонница Энни Уилкс.
Уже в самом начале романа мы узнаем, что Энни Уилкс — психопатка, очень опасная женщина, которой самое место в психиатрической больнице. Кинг не строит напряжение вокруг этого факта и даже не пытается его скрыть. В виду небольшого объёма романа он грамотно экономит время и, раскрыв нам подноготную Энни, тут же цепляет интерес. Ситуация накаляется: волны безумия Энни то отходят, и она уже похожа на почти здорового человека, то обрушиваются с новой силой. Этот процесс непредсказуем. Такие же волны накрывают с головой и Пола, который периодически страдает от ужасной боли, и только сильнодействующее наркотическое лекарство способно ему помочь. Да и сам Кинг сравнивает эту боль с отливами и приливами, это простая и понятная метафора.
Стивен Кинг всегда был мастером психологического триллера, что бы он не писал. Возможно, «Мизери» — эталон этого жанра. Если вдуматься, весь роман построен буквально на одном таланте автора. У нас есть не так уж много: два персонажа, один из которых очевидная жертва, а другой — мучитель, один-единственный дом, но даже здесь мы будем проводить большую часть времени в конкретной комнате. В таких условиях очень сложно создать нечто цепляющее и интересное, попросту негде развернуться. Но Кинг умудряется сделать это. Он не пускается в многостраничные описания, а метко цепляется за важные детали: календарь, который Энни забывает обновлять, печатная машинка без нескольких клавиш, матрас с пятном от супа, который Энни расплескала в очередном приступе. Мы как и Пол прикованы к определённой точке и видим окружение только с этого ракурса. И так же как и главный герой мы испытываем духоту и очень хотим на свободу.
Как и многие персонажи автора Пол Шелдон много размышляет. Он вспоминает детство, пытается воскресить в памяти важные события своего прошлого, фантазирует и только в воображении может защитить себя. В данный момент он зависим от Энни и от её проклятого лекарства. Его мысли естественны и реалистичны, они бытовые, понятные всем и каждому. Это создаёт удивительное единение с персонажем, мы понимаем его и безумно переживаем за его будущее.
Самым главным аспектом романа становится его смысл, посыл, ради которого Кинг записывает свои мысли, и они становятся произведением. Мне всегда симпатизировало, что он часто обращается к личному опыту (его персонажи часто зависимые люди, многие события происходят в родном штате Мэн, а уж писателей в библиографии Кинга очень много). Когда автор на основе придуманного сюжета делится тем, что знает лично, это создаёт очень яркое ощущение правдивости. Кингу безоговорочно веришь, когда он говорит, что каждый творец рано или поздно хочет развития, а его поклонники далеко не всегда готовы принять новый образ кумира. Это случилось с Энни, а сколько таких Энни в жизни каждого человека, создающего что-то не только для себя, но и для публики? То же случилось и с Кингом, например, многие поклонники любят его старые произведения, и не признают новых. Но каждый живой организм стремится к развитию, застывший талант обречён на смерть. Мы ругаем режиссёров, говоря сакральную фразу: он уже не тот! Но, как мне думается, это сугубо наша проблема. Если мы не можем принять новое, значит, это нам стоит немного расширить рамки своих взглядов. На месте Пола мог оказаться любой, каждый из нас. С тем же успехом мы можем сменить работу, а близкие не примут такого решения и будут твердить, что раньше было лучше. Поэтому основная тематика «Мизери» намного шире, чем камерная история одного конкретного писателя.
События развиваются по нарастающей. Сначала Энни лишь немного проявляет своё безумие, прикрикивает на Тома и выдаёт неадекватную реакцию на его слова. Но этот комок нервов стремительно раскручивается, и каждый раз ты впиваешься в книгу от напряжения — что эта сумасшедшая сделает в следующий раз, как далеко она способна зайти? А Энни Уилкс способно очень на многое...
Настойчиво советую эту книгу всем, кто любит пощекотать себе нервы, любителям психологических историй, в которых очень сильно переживаешь за главного героя. Поклонникам Кинга и вовсе обязательно к прочтению.
9148