Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идём! Искусство ходить пешком

Томас Эспедаль

  • Аватар пользователя
    Аноним14 декабря 2021 г.

    Путь в тысячу ли начинается с первого шага (Лао-Цзы )

    Эх, дороги, пыль да туман, холода-тревоги, да степной бурьян…
    (практически народная песня, хотя автор слов поэт-песенник Лев Ошанин)

    Не, вообще-то такие книжки люблю. Например Кизи в этом году зашол зачотно. А в прошлом (точно в прошлом? Ну-ка, проверю… Ага, точно, в октябре 2020 и тоже в ДП) Олег Куваев погрел душу. А буквально несколько дней назад отлично вписался в тему Мариуш Вильк с его «Волчьим блокнотом». Ну, т. е. понятно, что тема бродячества мне близка и в общем-то понятна — там на втором смысловом плане проглядывает понятие «свободы» (без всякой осознанной необходимости), стремление каждого нормального человека иногда побыть одному, а точнее наедине с самим собой (что в нашем суетном и суматошном мире становится всё более сложным и трудноосуществимым занятием), порой понимаешь, что пора попробовать получить ответ на вопрос «чего я стОю?» (не в смысле финансов, а в несколько ином смысле), ну и т.д.

    Дальше...

    Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души
    (тот ещё горец Юрий Визбор)

    Близость этой темы в моём случае легко проверяется никнеймом, который родился как почтовый адрес на Яндексе ещё в 2003 году, и который в своём смысловом и содержательном компоненте помимо некоторых других оттенков содержит и понятие «странствовать». И опять же, странствовать означает не только передвигаться по странам и сторонам (света), но ещё и странствовать по жизни — все мы путники на жизненном пути, но об этом лучше меня и глубже сказали всякие умные философы, а я (как и многие другие) разделяю этот тезис и накладываю его и на смысл, и на содержание своей жизни.

    И в этом смысле автор книги Томас Эспедаль (русское звучание фамилии намекает на велосипедный способ передвижения, однако Томас путешествует в прямом значении слова путешествовать, т. е. топать по путям-дорогам своими двоими не нажимая на педали) тоже в первой части книги закладывает это понимание путешествований и важность их. Ибо в пути при пешеходном способе передвижения ты волей-неволей освобождаешься от всего нарочитого и наносного, центром и смыслом твоего существования в эти дни становятся совсем простые потребности в еде, питье и сне, ну и некоторые другие совсем простые и понятные всем и каждому. Постепенно замолкает так называемый ментальный шум в голове, к которому мы так привыкли и который как бы и не замечаем, но который всё более нагружает нас этой умственной жвачкой и бегом по кругу. Да и эмоции становятся совсем другими, произведёнными опять же без участия всякого нарочитого и искусственного — как говорится, «что вижу, то и пою».

    Куда бы ты ни шёл, ты всегда берёшь с собой себя
    (типа Нил Гейман)

    Правда, сразу скажу, что хотя книга в том числе и обо всём этом, но всё-таки все описываемые автором путешествия и странствия происходят по вполне цивилизованным местам, и даже необходимость спать в палатке чаще всего является простой прихотью самого путешественника, а так он вполне может остановиться на ночлег в гостинице/пансионате, что он, в общем-то, и делает. И потому все его путешествия и странствия выглядят несколько искусственно и нарочито. И в противовес такой философии и практике странствований мне на ум сразу пришли очерки, повести и рассказы Олега Куваева, нашего геолога и писателя. Конечно, сам Куваев бродяжничеством в чистом виде не занимался, поскольку все его маршруты происходили в основном по производственной надобности. Однако в его документальных и художественных произведениях вот эта страсть побродяжить всё-таки проходит сплошной красной нитью, просто в некоторых побледнее и пунктирно, зато в других становится едва ли не главной и обозначается даже в названиях («Дом для бродяг», «Старый-престарый способ дороги…»). Да и описываемые Куваевым странствования проходят практически всегда по безлюдным и в лучшем случае малонаселённым местам, где странник вынужден полагаться на себя самого и на свои умения и навыки выживания. И потому вот это сравнивание было точно не в пользу норвежского автора.

    Нет дороге окончанья, есть зато её итог: дороги трудны, но хуже без дорог
    (и снова знаток странствий Юрий Визбор)

    Однако весьма интересны были экскурсы в сторону искусства и литературы, тут автор дал себе волю и отпустил своё сознание вширь и вглубь. Но опять же, такого рода размышлизмы как и раз и происходят тогда, когда самодеятельный философ вылущивает себя и своё сознание из шелухи искусственной среды обитания — ум его ясен и чист, над головой звёздное небо, а внутри нравственный закон в той или иной его формулировке. И тут важно либо записывать свои метания и блуждания души и духа в походном дневнике, либо описывать всё своё путешественное не откладывая в долгий ящик. Но авторы сами с усами и всё это делать умеют. Чему примером эта совсем неплохая книга. Немного чужая, но неплохая.

    И, кстати сказать, совсем неплохое завершение нашего длинного, годичной продолжительности, забега, финальная точка в путешествии №8. Передышка в две недельки и вновь новый маршрут, уже девятый...

    49
    319