Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним19 марта 2013 г.

    Я и не думала, когда начинала перечитывать этот роман, что он станет настолько близок мне и вызовет такой горячий отклик. Три или четыре года назад, едва окончив первый курс, я читала его с интересом, но без особого восторга, досадуя на вставки, не относящиеся к сюжету, и на многословные описания. Я тогда не видела всей красоты и сложности этого романа и ещё не могла оценить мастерство, с которым он написан.
    В этот раз всё по-другому.

    Я читала этот роман долго, медленно. Двадцать, тридцать, максимум пятьдесят страниц в день. Оказалось, это даже лучше, чем проглотить его в несколько сеансов. Мало-помалу осваиваешься в его пространстве, чувствуешь себя как дома, начинаешь узнавать улицы, мосты, соборы, дома, людей, их нравы и порядки. Это как поселиться в новом городе и постепенно привыкать к нему и начинать считать его своим. В какой-то момент я поняла, что всё это стало частью меня, что о героях я думаю как о реально существовавших людях, что я близко к сердцу принимаю их страдания (уж чего-чего, а страданий в этой книге хоть отбавляй), переживаю за них, радуюсь за них и сочувствую им, улыбаюсь и грущу.

    Сложно сказать в двух словах, о чём этот роман, кто или что в нём главный герой. Это и историческая эпоха, превосходно переданная, которая встаёт перед вами как живая картина. Поразительное время, в котором смешиваются праздник, феерия, стихийное народное веселье и невероятная тьма, невероятные по дикости суеверия, поступки, мысли. Поневоле вздрогнешь и порадуешься своему уютному просвещённому гуманному веку! Это и «каменная Библия» - зодчество, тогда ещё бывшее искусством. Это и конкретное здание – собор Парижской Богоматери (которому, к слову, в этом году исполняется 850 лет!). Это средневековый Париж, его народ, и власть, и духовенство. Народ – не то чтобы хороший и не то чтобы плохой. Обычные люди, которым бы только хлеба и зрелищ (о жестокости этой «философии» я серьёзно задумалась только сейчас). И, конечно, судьба, рок. Совершенно немыслимое стечение обстоятельств, перекрёсток, к которому стянулись жизненные пути стольких людей. Всё это сплетается в книге и создаёт причудливый фон, на котором разворачиваются события сюжета.

    Конечно, главного героя здесь нет, и каждый по-своему интересен: и юная плясунья Эсмеральда, и горбун Квазимодо (единственный, между прочим, кто полюбил Эсмеральду за её прекрасную душу), и легкомысленный, пустой красавец Феб, и Гренгуар, о котором с изрядной долей иронии пишет Гюго. Но если уж выбирать из героев главного, я выберу Клода. Клод Фролло – самый завораживающий, самый противоречивый, самый живой персонаж этой книги. Священник, алхимик, учёный. Выдающийся ум. Человек, которому по сану не положено любить женщину. Человек, который внезапно полюбил. Человек, который борется со своей любовью. Человек, душу которого любовь не преображает, а, напротив, уродует и калечит. Нельзя без боли следить за тем, как его любовь разрушает его. Нельзя без эмоций выслушивать его монологи-признания (да-да, именно выслушивать – он настолько реален, что ты видишь его и слышишь его). Нельзя равнодушно читать эту потрясающую главу «Бред», в которой Клод бежит из города в полной уверенности, что Эсмеральда умерла, - «бледный, растерянный, потрясённый, слепой и дикий», - в которой он прозревает свою душу и ужасается, плачет от ярости, сходит с ума от нежности и отчаяния при мысли о том, как могли бы быть счастливы они, не будь он священником, а она цыганкой… Исключительный герой и целый спектр чувств, с ним связанный – от восхищения до острой жалости, а порой и отвращения.

    Неожиданным для меня оказался Гюго. Он обнаружил, помимо таланта писателя, изображающего реальность ярко и точно, талант психолога, раскрывающего нам внутренний мир своих очень разных героев, и, по-видимому, талант исследователя – трудно даже представить, сколько он перелопатил материала, чтобы написать такую вещь!

    P.S. Перечитать роман меня сподвиг мюзикл, который поставлен настолько близко к тексту, насколько это вообще возможно для мюзикла. Музыка в нём хороша необыкновенно, актёры тоже. А Клод Фролло в исполнении Даниэля Лавуа… Да что там, это надо видеть и слышать!

    20
    68