Рецензия на книгу
Молот ведьм
Якоб Шпренгер, Генрих Инститорис
Аноним13 марта 2013 г.Надо заметить, что существование судьбы (fatum) может быть понято только так, как этому учит католическая церковь. Всякое иное толкование - еретично.Несмотря на некоторую сложность написания (о эти путанные предложения без всякой конкретики!) старинный трактат по демонологии дался мне достаточно легко и был даже некоторым образом разобран. С одной стороны, когда читаешь сплошным текстом - и так все понятно (то есть ясно, что ничего не ясно), но когда чиркаешь во время процесса чтения заметки - дело очень упрощается. Там, на самом деле, можно роскошные схемы составлять по порядку прочтения приговоров к тем или иным осужденным еретикам и порядке применения пыток.
Написано все очень хитро! Авторы топчутся на месте, но вместе с тем предугадывают возможные возражения, заранее их расшифровывают, путая читателя, дают множество отсылок в особо важные моменты, говоря "Время нам не позволяет, интересно, читатель - посмотри сам". То есть чтобы нормально прочитать "Молот Ведьм", надо обложиться кучей книг в библиотеке. Неудобные моменты мягко обходятся. В общем, не особо предвзятый и въедливый читатель рано или поздно поверит доброй половине написанного.
Читается все это весьма скептически, и чем дальше - тем хуже. Много абсурдного, по большей части из-за того, что авторы принимают за непреложную истину написанные ранее труды на эту тему, при этом, ясное дело, выкорчевывая из них именно то, что нужно, и закрывая глаза на то, что не нужно. Вместе с тем пытаются объяснить с точки зрения естественных наук любое мистическое явление. Смотрится это с высока нашего времени по большей части смешно. Грустно становится, когда вежливо сообщается: мол, даже если мы и не правы, с ересью надо бороться, потому что то, что одна из ваших многочисленных знакомых - ведьма и рано или поздно будет осуждена, не вызывает сомнений, посему будьте осторожны, праведно служите Господу нашему Богу и да будете защищены от мерзких созданий. Что и говорить, на женщин ополчились знатно. Меня задела история, рассказанная тут же, о мальчике, в которого вселился бес. Его очень долго лечили молитвами, водили по святым местам, и в конце концов, после долгих трудов родителей, инквизиторов и епископов, изгнать дьявола все-таки удалось. Буквально главой позже рассказывается почти точно такой же случай - бес вселился в маленькую девочку, но с ней вышеупомянутый инквизитор возиться особо не стал - сразу придал «очищающему пламени». А родители якобы еще и рады были, что душа дочурки в рай может попасть. Такие вот порядки.
А вообще, попасться можно было на чем угодно. Повитуха - самая опасная профессия того времени, бесспорно! Считалось, что они пожирают детей, убивают, посвящают их дьяволам до крещения и т.д. и т.п. То есть если ребенок рождался мертвым или даже просто очень крикливым (или наоборот, молчаливым), это вводилось в вину повитухе, принимавшей роды, и ее сразу же судили. Были, конечно, исключения в том случае, если роженице угрожал кто-то извне. Тогда судили угрожающего. Но при всем при этом странно, что повитухи вообще существовали.
Еще особое внимание уделено, конечно же, сексу: если в течение трех лет супружеская пара не занималась любовью, брак считался недействительным и расторгался, а жену подозревали в колдовстве. То есть если у вашего мужика, простите за выражение, по каким-то причинам не встает - ждите процессии церковников, вам поставят это в вину. И не по естественным причинам, а именно из-за предполагаемого колдовства. Мне вот только так и не понятно, как оно узнавалось. Или незадачливый мужик жаловался, или, что менее вероятно, церковники отслеживали каждую парочку (так и представляется епископ, сидящий с крестом у супружеского ложа). Считалось, что ведьмы мстят в первую очередь неспособностью к сексу (при этом сами ведьмы извращенки все до единой - если у вас, снова извиняюсь, недостаток интимной близости - вы, мадам, тоже ведьма. Если у вашего мужа та же проблема - он околдован, и, скорее всего, вами). Несчастные мужчины страдают и молят церковь о правосудии. Священники молитвами умудряются в большинстве случаев уладить проблему (страшно подумать, как они это делали).
В общем, как ни крути, логика порой просто поражает.Больше всего мне понравилось то, что все эти правила и указания для подтверждения предусмотрительно разбавляются историями. Истории порой жестоки, конечно, но очень интересны. Каждая по-своему - страшная сказка с грустным концом... Но если верить инквизиторам, в конце почти все обвиненные раскаялись и смиренно приняли смерть. Чего и требовалось ожидать.
711,2K