Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Молот ведьм

Якоб Шпренгер, Генрих Инститорис

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2013 г.
    Надо заметить, что существование судьбы (fatum) может быть понято только так, как этому учит католическая церковь. Всякое иное толкование - еретично.

    Несмотря на некоторую сложность написания (о эти путанные предложения без всякой конкретики!) старинный трактат по демонологии дался мне достаточно легко и был даже некоторым образом разобран. С одной стороны, когда читаешь сплошным текстом - и так все понятно (то есть ясно, что ничего не ясно), но когда чиркаешь во время процесса чтения заметки - дело очень упрощается. Там, на самом деле, можно роскошные схемы составлять по порядку прочтения приговоров к тем или иным осужденным еретикам и порядке применения пыток.

    Написано все очень хитро! Авторы топчутся на месте, но вместе с тем предугадывают возможные возражения, заранее их расшифровывают, путая читателя, дают множество отсылок в особо важные моменты, говоря "Время нам не позволяет, интересно, читатель - посмотри сам". То есть чтобы нормально прочитать "Молот Ведьм", надо обложиться кучей книг в библиотеке. Неудобные моменты мягко обходятся. В общем, не особо предвзятый и въедливый читатель рано или поздно поверит доброй половине написанного.

    Читается все это весьма скептически, и чем дальше - тем хуже. Много абсурдного, по большей части из-за того, что авторы принимают за непреложную истину написанные ранее труды на эту тему, при этом, ясное дело, выкорчевывая из них именно то, что нужно, и закрывая глаза на то, что не нужно. Вместе с тем пытаются объяснить с точки зрения естественных наук любое мистическое явление. Смотрится это с высока нашего времени по большей части смешно. Грустно становится, когда вежливо сообщается: мол, даже если мы и не правы, с ересью надо бороться, потому что то, что одна из ваших многочисленных знакомых - ведьма и рано или поздно будет осуждена, не вызывает сомнений, посему будьте осторожны, праведно служите Господу нашему Богу и да будете защищены от мерзких созданий. Что и говорить, на женщин ополчились знатно. Меня задела история, рассказанная тут же, о мальчике, в которого вселился бес. Его очень долго лечили молитвами, водили по святым местам, и в конце концов, после долгих трудов родителей, инквизиторов и епископов, изгнать дьявола все-таки удалось. Буквально главой позже рассказывается почти точно такой же случай - бес вселился в маленькую девочку, но с ней вышеупомянутый инквизитор возиться особо не стал - сразу придал «очищающему пламени». А родители якобы еще и рады были, что душа дочурки в рай может попасть. Такие вот порядки.
    А вообще, попасться можно было на чем угодно. Повитуха - самая опасная профессия того времени, бесспорно! Считалось, что они пожирают детей, убивают, посвящают их дьяволам до крещения и т.д. и т.п. То есть если ребенок рождался мертвым или даже просто очень крикливым (или наоборот, молчаливым), это вводилось в вину повитухе, принимавшей роды, и ее сразу же судили. Были, конечно, исключения в том случае, если роженице угрожал кто-то извне. Тогда судили угрожающего. Но при всем при этом странно, что повитухи вообще существовали.
    Еще особое внимание уделено, конечно же, сексу: если в течение трех лет супружеская пара не занималась любовью, брак считался недействительным и расторгался, а жену подозревали в колдовстве. То есть если у вашего мужика, простите за выражение, по каким-то причинам не встает - ждите процессии церковников, вам поставят это в вину. И не по естественным причинам, а именно из-за предполагаемого колдовства. Мне вот только так и не понятно, как оно узнавалось. Или незадачливый мужик жаловался, или, что менее вероятно, церковники отслеживали каждую парочку (так и представляется епископ, сидящий с крестом у супружеского ложа). Считалось, что ведьмы мстят в первую очередь неспособностью к сексу (при этом сами ведьмы извращенки все до единой - если у вас, снова извиняюсь, недостаток интимной близости - вы, мадам, тоже ведьма. Если у вашего мужа та же проблема - он околдован, и, скорее всего, вами). Несчастные мужчины страдают и молят церковь о правосудии. Священники молитвами умудряются в большинстве случаев уладить проблему (страшно подумать, как они это делали).
    В общем, как ни крути, логика порой просто поражает.

    Больше всего мне понравилось то, что все эти правила и указания для подтверждения предусмотрительно разбавляются историями. Истории порой жестоки, конечно, но очень интересны. Каждая по-своему - страшная сказка с грустным концом... Но если верить инквизиторам, в конце почти все обвиненные раскаялись и смиренно приняли смерть. Чего и требовалось ожидать.

    71
    1,2K