Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машенька

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2021 г.

    Первый роман Набокова был посвящён самой значимой, пожалуй, для него тогда теме - жизни в эмиграции, прощания и окончательного разрыва с родиной. Эти прощание и разрыв символически разыгрываются в судьбе главного героя, Ганина, в его любви к Машеньке и окончательном расставании с ней.

    Ганин какое-то время живёт в русском пансионе в Берлине, собирается бросить его и ехать дальше, потому что ничего его там не держит, но случайно в разговоре с другим постояльцем, Алфёровым, который просто выводит его из себя всем своим существом (да ещё тем, что без конца твердит, что ожидает на днях приезда своей жены из России, и как он еë ждëт и как будет счастлив), узнаëт, что его, Алфëрова, жена, - это его, Ганина, Машенька. Его первая любовь, утерянная несколько лет назад из-за всей этой неразберихи, из-за эмиграции, из-за молодости.

    И после этого подкосившего Ганина открытия время романа начинает идти двумя параллельными линиями: в одном Ганин живёт в Берлине 4 дня в ожидании Машеньки, еë приезда (он решил выкрасть, забрать еë себе у Алфëрова, восстановить справедливость), а в другом - он заново переживает 4 года их юношеской влюбленности. И это измерение воспоминаний становится для Ганина важнее того, что происходит вокруг, они проживаются даже более остро, чем в прошлом - так сильно накрывает его эта возродившаяся в памяти любовь.

    Машеньку мы узнаëм только по воспоминаниям Ганина: какая она сейчас, ни он, ни мы не знаем. Ганин стремится эти две параллельные линии прошлого и настоящего свести, соединить, слить Машеньку его прошлого, его идеальную любовь, с Машенькой настоящего, про которую он знает только то, что она вышла замуж не за того (эпиграф из Онегина тоже на это намекает). Да и нужно ли ему знать, какая она, если для него сейчас важнее - попрощаться с прошлым, с родиной, со всем, что было его жизнью там и тогда, и постараться отпустить?

    Коротко: Меланхолический и поэтичный роман, где центральное место занимают воспоминания о любви, которую невозможно из прошлого возродить. И много интересных (хоть и второстепенных для этой истории) персонажей из призрачного пансиона в Берлине, каждый из которых по-своему переживает свой разрыв с родиной.

    1
    142