Рецензия на книгу
Подвиг
Владимир Набоков
Аноним23 ноября 2021 г.Неудивительно, что имея собственный опыт эмиграции из России, Набоков написал об этом немало. "Подвиг" - один из романов, в котором главной темой звучит тема покидания родной земли и стремления вернуться к ней. Но дело не столько в тоске по условным берёзкам и звону колоколов, сколько в общечеловеческом стремлении к странствию, к странничеству, к поиску своего пути. В стремлении, особенно влиятельно захватившем главного героя.
Мартын Эдельвейс в юношестве эмигрировал из России с матерью: Греция,Швейцария, Англия, Германия, Франция - там он теперь попеременно живëт; вернее, находит временные пристанища. Имея смешанное происхождение (отец - швейцарец), в детстве воспитанный больше на английских сказках, чем на русских (мать была приверженцем этой культуры), к тому же уехав в достаточно юном возрасте (то есть не успев нажить каких-либо крепких привязанностей), Мартын вряд ли сам себя причисляет к тем представителям эмиграции, что невыносимо страдают от этого вынужденного разрыва с погибшей, по их мнению, Россией, ненавидят большевиков за украденную родину, не могут вынести этот опыт и живут своим утраченным прошлым, несбывшимся будущим.
Мартын же, напротив, постоянно ищет что-то, что станет его будущим - то направление для изучения в Кембридже, то девушку, чьё имя станет для него самым сокровенным. И поиск здесь - не рациональный, вдумчивый выбор (к чему его постоянно подталкивает дядя, он же новый отчим, привет Гамлету), а скорее блуждание в мечтательных представлениях, манящих то в одну, то в другую сторону, что особенно усиливается благодаря романтическому складу личности Мартына. Главное, что им движет, - это безмолвный вопрос, к чему приложить свои силы, что станет делом его жизни, какой из тысяч возможных интересных и прекрасных судеб суждено воплотиться.
В итоге этих бесконечных (и не слишком успешных в плане призвания и женщины) поисков в нëм зреет "подвиг" - возвращение на родину. "Подвиг" как путешествие, странствие, движение, по-двиг. Он хочет проникнуть в большевистскую уже Россию нелегально: его держит мечта, как он туманным осенним утром в тайне ото всех, скрываясь, перейдет границу. Что будет потом - совсем не важно, главное - сам путь, возвращение к детской мечте пойти по уводящей в лес дорожке (такая акварель висела у него над кроватью), мечта, сплетенная теперь с ожиданием смерти. И то, что поначалу могло восприниматься как юношеская блажь (хотя те, кем движет такое же неумолимое стремление к движению по бесконечному пути, никогда так не осудят Мартына), то, что могло показаться глупыми несбыточными мечтами, в итоге действительно воспринимается как подвиг.
Коротко: Очень поэтичный роман (Набоков бросал вызов тем, кто называл XX век прагматичным и утилитарным, он нашëл место и романтизму), завораживающий и под конец звенящий. Один из самых пронзительных. А ещё там такое схожее с моим восприятие путешествий на поездах, что у меня не было шансов.
8555