Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Maidens

Alex Michaelides

  • Аватар пользователя
    Аноним21 ноября 2021 г.

    И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат!

    Триллеры. Я вроде как люблю триллеры. Мне вроде как понравился "Безмолвный пациент". Но после прочтения "Дев" невольно задаюсь вопросом: неужели в первой книге автора все было так же плохо, а оценку я вообще фиг знает каким местом поставила? Перечитывать "Безмолвного пациента", чтобы это узнать, я точно не собираюсь - да после ЭТОГО я вообще к книгам Алекса Михаэлидеса не притронусь больше, особенно учитывая, что он явно будет развивать свой "мир", а читать что-то, связанное с "Девами", я уж точно не хочу. Если мне когда-нибудь захочется халтуры, даже в таком жанре найдется уйма книг, которые будут лучше "Дев".

    Кроме кучи мелких проблем, таких как отсутствие любого намека на саспенс (в аудиокниге их заменял зловещий звон тарелок в конце глав, от которого становилось довольно стремно, особенно в ночное время), раскрытия персонажей или дельного расследования, здесь есть одна огромная проблема. Зовут ее Мариана, и думаю, что так нужно назвать какой-то ураган, потому что персонаж получился реально устрашающий. Она пугала меня своей глупостью, неадекватностью и непрофессионализмом буквально каждую главу. Если таковой и была задумка автора, то, что ж, с ней он справился просто мастерски.

    Мариана сразу предстает перед нами не в самом лучшем свете: и муж у нее умер, и отец скотина, и работа отстой. Вроде как после пережитого нужно и самой сходить пролечиться, но Мариана не может бросить свою работу психолога. И вроде как начинаешь жалеть женщину с ее самоотдачей, но потом один из ее пациентов, маниакально ею одержимый и караулящий ее по ночам (о чем она знает, но не в полицию ж звонить, пациент родной все-таки...), демонстрирует, что регулярно режет себя. И тут бы в пору уже реально отправлять его в дурку, а Мариана с серьезным видом выдает: "Я ничем не могу Вам помочь. И вообще у меня дела, а наше занятие уже закончилось". И именно на этом моменте осознаешь, что Мариана со своим професионализмом опытного психоаналитика таки сделает эту книгу.

    Дальше автор делает все, чтобы подкрепить это убеждение новыми доводами: Мариана едет в Кембридж, где произошло зверское убийство подруги ее племянницы, единственной живой родственницы. Давайте представим, как бы вы поступили в таком случае?  Итак, в кампусе университета, где учится ваша племянница, произошло убийство - Ваши действия?
    Что думают нормальные тети: "О боже! По кампусу бродит убийца, забираю Зои ко всем чертям отсюда, чтобы и волосок с ее головы не упал!"
    Что думает Мариана: "Ну все, я ее проведала, сказала не грустить и не прогуливать занятия, долг отеческий выполнила, пора и обратно ехать, а то что мне торчать в этом месте, где мы познакомились с мужем - о мой бедный Себастьян, вон там дерево, под которым мы с тобой обжимались, не могу выносить этого кошмарного зрелища! Хотя ну ладно, останусь, а то надо бы и убийцу найти, ведь Зои так расстроилась..."

    Что? Что вообще? Ты будешь искать убийцу? Так ты у нас теперь профессиональный сыщик, Мариана?

    Но нужно отдать ей должное - Мариана хотя бы приехала в колледж. Все остальные родители и не рыпались. Произошло убийство, а студенты, преподаватели и местные жители не думали волноваться, как будто считая: "Ну и что тут такого - естественный отбор!" Такое чувство, что в Кэмбридже убивают кого-то каждую неделю, поэтому все так спокойно к этому отнеслись. Так стоит ли удивляться тому, что и полиция никого искать не стала, просто схватив бывшего парня убитой без каких-либо улик или свидетельств и побросав важные улики в ее же комнате? (и только Мариана смогла их найти, никому другому обыскать комнату жертвы и в голову не пришло бы... )

    Вместо чего-то вменяемого персонажи книги занялись тем, что... убеждали Мариану взяться за убийство. На ленивую полицию рассчитывать даже не стали, сразу здраво доверились недо-психологу (по образованию вообще педагогу!) с кучей тараканов в голове. Хотя Мариану тоже можно понять - кто бы не сдался под натиском вот этого:
    Все вокруг: "Нет, ты пока не уезжай, кто ж будет искать этого маньяка? Раз приехала, так и ищи его, у тебя ж для этого все навыки есть - ты в людях разбираешься!"
    Якобы расстроенная Зои: "Ну раз ты приехала, давай искать убийцу! И что с того, что он пырнул Тару с пару десяток раз и бросил в лесу - мне ваще не страшно, нужно восстановить справедливость!"

    Дальше автор усердно принялся продвигать Мариану на звание "лучшего следователя года". Племянница Зои обмолвилась, что убитой угрожал некий профессор Фоска - и тот в глазах Марианы сразу стал дьволом (прошу прощения, Аидом, у нас же тут греческий антураж и все такое...), а уж то, что Фоска вел частные занятия с группой девушек под наванием "Девы", вообще смертный грех! Мариана подгоняла под него все найденные "улики" и не боялась обвинять при всех, включая полицию. Другие версии не рассматривались, подозреваемых не было ни у полиции, ни у Марианы, мотивы убийцы тоже никому не интересны - и не стали интересны даже после следующих убийств. Я не знаю, если ли в Америке какие-то курсы по написанию детективов и триллеров, но автору определенно нужно их поискать и посетить, потому что он облажался по всем фронтам. Ну хоть родители студентов после второго убийства наконец заволновались, начали забирать детишек, хотя от администрации колледжа по преждему молчок. Мариана по прежнему демонстрировала чудеса дедукции:
    Марианы находит в вещах убитых девушек открытки с угрозами: "Интуиция подсказывала: кто прислал открытки, тот и убил девушек".
    Мариана на допросе-ужине с Фоской (на минуточку, главным и единственным в ее глазах подозреваемым!) : "Алкоголь уже начинал действовать. "Надо с этим заканчивать, иначе скоро опьянею", - отметила она и отпила ещё".
    Мариана, не имеющая ни малейшего понятия о мотивах убийцы: "Я представляю угрозу. Я подобралась к нему слишком близко, разгадала его замысел"

    Еще по ходу расследования Мариана излучает какие-то ядреные феромоны, потому что мужики на нее слетаются, как пчелы на мед, хотя при этом красавицей Мариана не является. Еще будучи на пути в Кембридж, она встречает Фреда, который влюбляется в нее с первого взгляда и сразу зовет замуж (Мариана сначала крутит носом, но после того, как Фред угощает ее картошкой фри...). Еще есть тот псих-пациент Генри, который за Марианой последовал даже в колледж, и в итоге угодил за это в сумасшедший дом (а прошлый ее муж умер - я ни на что не намекаю, но Мариана какая-то черная вдова...). Еще есть ее старый знакомый, который постоянно зовет ее выпить, но она отказывается (не расстраивайся, мужик, и смотри пункт выше - мне кажется, ты тут главный везунчик). А потом и Фоска лезет к ней с поцелуями, хотя это просто за гранью реальности, потому что... ему-то это зачем, если у него есть Девы? Или хотел так отвести от себя подозрения?

    Но у него ничего не выходит, Мариана уверенно идет по его следу, а в конце оказывается...

    что убийцей была ее племянница, с которой она полкниги зависала! И если бы Зои сама не призналась, попытавшись напасть на тетю, то никто ничего бы и не понял и даже наша главная "эксперт по человеческим эмоциям"! Ход со стороны автора, конечно, гениальный: улик не было, мотива у преступника не было, потому убийцей мог быть кто угодно. Я догадалась о Зои только потому, что задалась вопросом "А кто же менее всего тянет на роль убийцы?", ткнула пальцем в небо и не прогадала. Причины для убийства у Зои, конечно, такие же бредовые, как и вся книга, но ход с Себастьяном мне понравился (но каким же нужно быть неудачником, чтобы умереть и ничего даже не попытаться воплотить в жизнь...). А единственным грехом Фоски, как оказалось, было то, что он спас с Девами, но это было ясно с первого их появления в книге.

    Итог: интригой в книге и не пахло, как и самим триллером, убийца кто угодно, но не тот, на кого мог подумать читатель, потому читатель в любом случае дурак. А Алекс молодец, берет с полки заслуженный пирожок и отправляется писать очередной бестселлер. 

    40
    840