Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Kristina_Kuk21 ноября 2021 г.

    Учёный лицом к лицу со своим изобретением

    Давно собиралась прочитать классическое произведение Мэри Шелли. Вот наконец получилось с ним познакомиться.

    Впечатления остались смешанные. Часть меня приятно поражена, как молодая девушка смогла написать книгу, где поднимаются актуальные и сегодня идеи. Другая часть чувствовала утомление от многословия и чересчур витиеватого стиля книги. С одной стороны, для своего времени это смелая и оригинальная история. С другой стороны, на ней лежит отпечаток господствовавшего в литературе романтизма, не всегда это идёт на пользу повествованию.

    Любопытна история создания книги. Мэри Шелли написала это произведение в течение нескольких месяцев, когда, вместе с поэтом Перси Шелли, гостила на вилле Байрона в Швейцарии. Байрон решил устроить что-то вроде конкурса. Каждый из его гостей должен был написать страшную историю. Так родился «Франкенштейн».

    Но вернемся к книге. Многословие иногда мешало мне концентрироваться. История начинается с письма моряка. Он пишет сестре о том, что с ним приключается за границей кстати, путешествует он по России. И я только ближе к концу смогла полностью разобраться, как этот моряк и его письма соотносятся с главной историей и ее персонажами.

    Местами повествование провисало. Описания природы, хотя и приятные, иногда утомляли. По этим и некоторым другим причинам не могу поставить книге высокую оценку. Но в этом обзоре хочу написать больше о том, что понравилось.

    Перед этим один забавный момент. Я раньше думала, что Франкенштейн это и есть чудовище, созданное неосторожным уёным. В реальности это фамилия самого учёного-экспериментатора. Его зовут Виктор Франкенштейн.

    Сюжет книги, наверно, многим известен. Франкенштейн молод и одолеваем стремлением как-то себя проявить в науке.


    Таким образом, я знал, что должен был думать обо мне отец, и все же не мог оторваться от занятий, которые, как они ни были сами по себе отвратительны, захватили меня целиком. Я словно отложил все, что касалось моих привязанностей, до завершения великого труда, подчинившего себе все мое существо.

    Результатом его усилий стало создание Монстра.

    Тот выглядит крайне отталкивающе, настолько отталкивающе, что Франкенштейн сам испугался своего творения. В этом заключается основная дилемма. Мы в ответе за тех, кого мы приручили.

    В нашем случае учёный не приручил, а собственноручно создал живое существо, которое мыслит, чувствует, страдает.

    Вместо того чтобы взять ответственность за своё творение, он испугался.

    Монстр, или как его еще называют Демон, старался быть хорошим и не причинять никому зла. До такой степени, что он даже хотел подружиться с одной семьей. Но его не приняли, оттолкнули. Внешнее уродство стало клеймом, дальше которого никто смотреть не хотел. Он вызывает у окружающих инстинктивный страх. Не будем спрашивать, откуда у "демона" появились представления о добре и зле, если никто его им не учил. Сделаем скидку на жанр.

    Демон в дальнейшем причинит много зла невинным людям, но все равно мне было его жаль. Он не просил Франкенштейна себя создавать.

    Надо сказать, что уже во время написания этой истории люди ощущали опасность человеческих экспериментов. Трудно заранее сказать, что получится и в каком направлении будет использовано новое изобретение. Фантастическое создание Франкенштейна показывает, что изобретение может выйти из-под контроля.

    Виктору Франкенштейну придётся заплатить собственным счастьем и счастьем самых ему дорогих людей. Демон станет его страшным сном на долгие годы.

    Сам Виктор, при всех описаниях в сентиментальном духе, показан довольно сложной личностью. Он разрывается между к любовью к родным и друзьям и своими отношениями с “чудищем”, попыткой с ним "договориться".

    Мне не показалось, что в книге каким-то образом осуждается тяга к научным открытиям и экспериментам. Только дается предостережение, что надо быть осторожными и брать ответственность за творимое.

    92
    1,5K