Рецензия на книгу
Хрустальный горизонт
Райнхольд Месснер
Аноним18 ноября 2021 г.Райнхольд Месснер "Хрустальный горизонт. Эверест соло" (1980)
Я и не думал читать эту книжку. И вообще, она находится за пределами поля моих интересов. Я почти не читаю дневники, биографии, фикшн и прочее. Но одно дело, когда что-то стоит в стороне и совсем другое, когда сами люди берут некую скептическую вещь и несут её тебе.
Дело было так. В походе по Северной Осетии мы говорили о разном, в том числе о повлиявших на тебя книгах. Об одной из таких ("Хрустальном горизонте") рассказала наш гид, Лена. Через пару дней, сидя в Кармадонских ваннах с местным альпинистом, мы тоже затронули тему чувственных отношений с миром и он сказал, что его путь начался с прочтения всё того же Горизонта Месснера.
Уже у себя дома, по пути к кассам Спорт-Марафона, мы выхватили (из стопок прочих посвящённых миру книг) удачно подвернувшееся новое издание "Хрустального горизонта".
Вне зависимости от того, что услышал о ней я и не обращая внимания на то, что я сам могу о ней сказать - книга, действительно, культовая. Особенно, как мне кажется, для постсоветского пространства. Нет, конечно, она и за рубежом стала бестселлером, но у нас она приобрела особый статус чего-то сокровенного. И мне было интересно за счёт чего.
Т.е. синопсис то простой. Райнхольд Месснер совершил первое сольное бескислородное восхождение на Эверест и написал об этом книгу. Перед прочтением я подозревал, что это может быть увлекательно и живо, но понимал, что всё-таки она обязана быть документальной. И вопрос в том, что там за документальность такая - натурально заставляющая людей срываться в горы?
Ответ оказался достаточно прост. Я смотрел на Месснера, как на альпиниста - упуская из виду, что вообще-то он ещё и писатель. Предполагаемая мною цепочка событий была такой: "Поднялся - решил задокументировать - написал книгу". На деле же оказалось, что он с детства писал и продолжал писать всю свою жизнь. Из под его пера вышла уйма книг, из которой у нас переведено всего лишь, если не путаю, две. Т.е. относиться к Месснеру, просто как альпинисту описавшему своё восхождение - это всё равно, что опустить Джека Керуака до уровня Антона Кротова.
Этим сравнением Керуака с Месснером можно объяснить всю силу (она существует) "Хрустального горизонта". Я сам поехал автостопом из-за Керуака. А так, кто знает, если бы жил где-нибудь в Осетии и прочитал Месснера - куда бы я пошёл? - может быть на Казбек? Потому что сейчас я, по прочтении, что-то чувствую глубоко внутри, но оно с трудом пробивает сквозь наросшие на меня годы. И вместо того, чтобы чувствовать и бежать (чтобы больше чувствовать) я... осознаю прочитанное. Какая глупость, правда?
Кажется, с годами все мы что-то теряем. Кто-то из-за этого не может идти дальше, чтобы осязать новое. Другой же, подобно потерявшему семь пальцев на ногах Месснеру - не останавливается и карабкается вверх.
В 1970-ом Месснер поднялся на свой первый восьмитысячник, спустился с него, но гора забрала себе его младшего брата и, упомянутые, семь пальцев на ногах. В 1972-ом он поднялся на свой второй восьмитысячник и сделал это без кислородных баллонов, но гора забрала его напарника.
Всё это не останавливало Райнхольда Месснера и он шёл и шёл вперед. В 1978 с напарником впервые поднялся на Эверест без кислорода. В том же году повторил восхождение на свой первый восьмитысячник, но уже соло и тоже без кислорода. И постепенно начал планировать первое сольное бескислородное восхождение на Эверест. Однако в 1980-ом случайно узнал, что один японец (тоже тот ещё псих) планирует первое сольное зимнее восхождение на Эверест. Это заставило Месснера, как ошпаренного, начать выбивать себе разрешение на летнее восхождение - чтобы быть первым.
И вроде бы "лето" звучит лучше, чем "зима", но только не в Гималаях. Зимой пусть и холоднее, зато надёжнее. Летом же у них сезон дождей, снег мягкий и, главное, подвижный - большая вероятность схода лавин и прочих несчастий. Однако бывают там такие моменты, буквально, несколько дней, когда один фронт сталкивается с другим и появляется более менее подходящее окно. Именно на него рассчитывал Месснер, именно его ждал в своём базовом лагере на, кажется, 5 000 метрах, чтобы совершить рывок.
И всё-таки моё описание выглядит, как документальная хроника событий. Но это лишь потому, что я всего-лишь пересказал сюжет. Написана же книга, действительно, на стыке с художественным произведением. Во многом благодаря языку Месснера, но, в первую очередь, из-за того, что он остро чувствует окружающий его мир и говорит прежде всего об этом, а не о том, как вязать верёвки.
Тем более, его описание тягот восхождения совсем не похоже на рекламный буклет. С трудом могу представить себе человека, который загорится идеей умереть в горах - а данная возможность всё время витает в облаках. Но, вместе с тем, ты невольно проникаешься той первозданностью, с которой общается Месснер и тебя начинает тянуть в горы не для того, чтобы покорять их - нет, а для того, чтобы общаться с ними и с самим собой, чтобы исследовать их и себя, чтобы дойти до верха горы и до своих пределов. Только эта моя фраза вовсе не является ответом на столь частый вопрос "Зачем идти в горы?", потому что каждый человек отвечает на неё сам. А многие даже и ответить вразумительно не смогут, что не умаляет их искренности.
51,6K