Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Passengers

John Marrs

  • Аватар пользователя
    rebeccapopova18 ноября 2021 г.

    Слишком многопланово, чтобы читаться интересно

    Скорее всего, «Пассажиры» Маррса относятся к такого рода книгам, которые не слишком-то интересно читать, но о которых зато потом более или менее интересно вспоминать благодаря актуальности их идеи и достаточно качественно проработанной композиции...

    Но обо всем по порядку.
    Английский автор Джон Маррс обычно пишет в довольно выигрышной манере: ему прекрасно удаются как оттенки эмоций в психологических портретах персонажей, так и технические нюансы современного мира, но, кроме этого, он также хорош в метком обозначении социальных проблем, выбирая в качестве тем своих романов весьма актуальные и злободневные для общества сферы жизни и искусно доводя намечающиеся «болевые точки» до фантастического градуса абсурда.

    «Пассажиры» — пример такой книги Маррса, в которой он упорно не желает ограничиваться лишь чисто «триллерной» сферой и ожидаемо генерировать очередной захватывающий коктейль из чувств, с одной стороны, и искусных действий злоумышленников, с другой, что обычно так нравится его преданным читателям . ..
    Так нет же: Маррса упорно тянет на фантастические прогнозы в области недалекого будущего, на политику и на социальную сферу - он стремится выйти за границы обычного канона триллера и, что самое главное, выходит...
    Но этот факт скорее огорчает, а не радует, и вот почему.

    Конечно, нельзя не признать, что в данном романе выбранная тема по-настоящему пророческая.

    И нельзя не признать, что Маррс "зрит в корень" и демонстрирует ханжеские показушные стороны демократии, когда, к примеру, в комиссии по разбору причин аварий с участием "автономных мобилей" вроде бы номинально представлены заявленные широкие слои общества, но при этом по факту им не позволяется даже высказать свое мнение, хотя бы мало-мальски отличающееся от предполагаемого официального.

    А вот композиция, в направлении которой развивается интрига, довольно предсказуема.
    Вместо того чтобы заставлять зрителя мучиться в догадках, Маррс очень быстро выводит на сцену злоумышленника, сводя всю интригу к незамысловатому открытому противостоянию между Добром и Злом.

    А дальше вместо, повторюсь, повествования в стиле «триллер» Маррс неожиданно и, так сказать, против воли и без разрешения втягивает читателя в процесс наблюдения за некой дискуссией, «уровень дискурса» в которой ужасающе низок . То есть на протяжении большого количества глав романа мы становимся свидетелями обмена репликами между не слишком интересными собеседниками, оперирующими не слишком интересными аргументами на не слишком интересные темы, да еще к тому же связанные с несуществующими фантастическими проблемами, которые в настоящее время только едва прорисовываются и только теоретически могут возникнуть в обществе - одним словом, такое себе "ток-шоу" в прямом эфире получилось.

    Ну, и наконец отмечу, что немалую часть книги занимает обзор соцсетей с подборкой чудовищно ущербных хэштегов, которые призваны проиллюстрировать чудовищное засилье низменных вкусов толпы в Инете, которые не приносят ничего ни уму, ни сердцу и на которые читатели тоже "не подписывались".

    28
    675