Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прощание с Матёрой

Валентин Распутин

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2021 г.

    прогресс против человека

    С книгой впервые я познакомилась в девятом классе, мне задали её читать для подготовки к олимпиаде. При этом всю мою жизнь она маячила на полке домашней (тогда - целиком маминой) библиотеки, но внимание не привлекала. Возможно, если бы не та олимпиада, так и бы и стояла она, и я бы ни разу не взяла её в руки. Но, как ни странно, с тех пор я возвращалась к ней не раз.

    Возможно, без этой книги я бы упустила часть... привитого «Матёрой» «воспитания», осознания важности дома, трепетного отношения к малой родине. Сейчас человек более мобилен, и я вижу это правильным: зачем прозябать в крошечной деревне только из-за привязки к корням, если есть желание и возможность жить в другом, более комфортном месте? С другой стороны, доступность возвращения в качестве ностальгирующего гостя в знакомые места, где можно посмотреть на родную избу в любой момент для многих действительно дорогого стоит. Удивительно, но я даже знаю сверстников, трепетно обращающихся с могилами предков и регулярно посещающих кладбище. Читателю же «Матёра» показывает как бы две вещи: насколько упрощает жизнь быть непривязанным к родной земле и насколько тяжело, больно, но по-своему правильно эту землю любить всем сердцем так, что расставание с ней сродни гибели.


    И что делать, если вынужденное выселение с малой родины спровоцировано прогрессом, и после переезда ни от дома, ни от земли совсем ничего не останется: всё уйдёт под воду, следовательно, некуда будет и вернуться?

    Как себя ведут и что чувствуют привязанные к корням старики, которых выгоняют с насиженных мест, рассказывает в этой повести «Валентин Распутин.


    Герои «Прощания с Матёрой» живут, умирают, переезжают, сжигают родные избы, ставят обратно кресты на обречённом на затопление кладбище, перемывают кости соседям за чаем из самовара, и выглядит это так, будто это не просто история из старенькой книжки, а живой рассказ-сплетня о судьбе ваших хороших деревенских знакомых. Каждый герой максимально понятен (но не каждый приятен). Старуха Дарья не желает в принципе доживать до такого близкого переезда, потому что просто не представляет свою жизнь в городе без огорода и хозяйства, даже её сын понимает, что в городской квартире мать зачахнет. В последние дни перед переселением и сожжением родной избы Дарья наводит в ней порядок, моет, белит печь и потолки - это ритуал прощания, даже, наверное, своеобразного извинения. С другой стороны, местный деревенский раздолбай Петруха за деньги с радостью жжёт избы и в любой момент готов сорваться в новую жизнь, ни о чём не сожалея. Внук Дарьи не хочет перевозить на большую землю по просьбе бабушки могилы их родственников, возможно, справедливо не видит в этом никакой целесообразности.

    В «Прощании с Матёрой» отчётливо видно моральное и физическое противостояние двух разных поколений. Одни свято верят в судьбу, даже фатализм, как и в то, что на самом деле это люди работают на машины, но никак не наоборот; другие же присвоили человеку титул царя природы и отдали свой труд в руки этих самых машин, упрощая себе жизнь - во многих смыслах.

    Мысли и диалоги героев приправлены таким знакомым мне диалектом: территориально повесть, конечно, относится к Иркутской области, но, похоже, говор у нас общий, читать было понятно.


    Думаю, что совершенно любой человек, знакомый с деревенским укладом и местными стариками, тяжело в силу возраста работающих на земле и в доме, но категорически не желающих ничего менять, сможет в полной мере посочувствовать старикам Матёры и понять их самих и их горе.

    32
    1,3K