Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Straw Men

Michael Marshall

  • Аватар пользователя
    RondaMisspoken13 ноября 2021 г.

    Когда случайно подвернулась «батина» книжка

    Обычное дело сегодня на фоне новой этики заниматься пристальным изысканием несоответствия ей классических и не очень произведений. Как еще можно на вскидку прикинуть возраст книги? По описанию быта и обсуждаемым темам: даже если автор описывает прошлое, темы его будут волновать из настоящего. Казалось бы, детектив – жанровая вещь, не особенно важно в ней время и место: вся соль в преступлении и поимке его совершившего товарища. Но оказывается и здесь могут попасться представители, застрявшие в «прошлом веке» в худшем смысле этого словосочетания.
    Одиннадцать лет назад, 30 октября 1991 года, все присутствующие переполненного народом «Макдоналдса» в небольшом Палмерстоне были расстреляны двумя молодыми людьми. Сейчас Уорд Хопкинс вернулся спустя долгое время в родной Дайерсбург на похороны своих родителей. Их смерть оказалась внезапной не только для сына, но и для тихого пригородного городка, где они, тем не менее, умудрились попасть в автокатастрофу. Благодаря четким распоряжениям и действиям знакомого адвоката все посмертные процедуры не потребовали особого вмешательства Уорда, но он все равно оказался выбит из колеи. В первую очередь из-за несостоявшегося нормального прощания. Тем неожиданнее и обещающе оказалась находка им в старом отцовском кресле записки с коротким «Мы не умерли». В это же время в Лос-Анджелесе пропадает молоденькая девчушка, возвращая из небытия снова в строй Джона Зандта и Нину Бейнэм. Остается только дождаться, когда все эти линии переплетутся вместе…
    Автор, даром что не английский дворянин голубых кровей, остаётся на протяжении всей книги крайне деликатен, не опускаясь до подробных описаний каких-либо жестоких сцен насилия и физических расправ – не больнично-стерильно, но и не кровь-кишки. Однако такое описание создает ощущение его максимального дистанцирования от происходящего: он как бог откуда-то сверху на это все равнодушно созерцает, не подпуская близко и читателя при этом. Сохраняя нейтралитет и равнодушие, Майкл Маршалл точно также искусственно не нагнетает ситуацию. Вообще все повествование идёт ровно, как будто едешь по щебеночной дороге: небыстро, местами дискомфортно, но терпимо. В этом размеренном ритме одинаково проходят и непродолжительные погони, и небольшие перестрелки, которые заканчиваются быстрее, чем успеешь о них прочитать. Четверо основных героев истории такие же уставшие и замученные, как и их создатель. Они абсолютно одинаковые в своей шаблонности и неотличимые друг от друга без имен и наличия среди них одной женщины: подпаленный работой в органах характер, отсутствующая личная жизнь и привязанности в принципе, близкие и теплые отношения с алкоголем, однотипные сменяющие друг друга мотели каждую ночь, постоянно возвращающаяся компания головной боли и бессонницы. Даже бэкграунд у них плюс-минус одинаковый с каким-нибудь роковым для карьеры случаем. Все тропы избиты и, минимум, на шаг легко предсказуемы, что неудивительно, ведь и методы их работы абсолютно идентичные: профдеформация свое дело сделала. И как по этой причине за ними откровенно скучно наблюдать, так ровно по ней же в какой-то момент они оказываются ограничены в идеях и способах решения непростой задачки.
    За сюжетом этой задачки следишь больше не потому, что он держит в напряжении и не позволяет оторваться: наоборот, книга может неделю и более пролежать на полке, а волнение о дальнейших событиях так и не появится. Спасибо отстраненной авторской манере за это. Единственный возможный двигатель чтения – это интерес к тому, как в конечном счете будут увязаны между собой все разрозненные линии повествования и то самое предисловие с событиями одиннадцатилетней давности. И когда наконец автор демонстрирует аккуратно завязанный узел из курса макраме, невольно испытываешь чувствительный укол разочарования «и это все» даже без наличия каких-то ожиданий или собственных теорий. Не потому даже, что это слишком легкий способ разом решить все проблемы и за раз расставить все точки в нужных местах, чтоб комар носа не подточил. А потому, что он сегодня выглядит максимально абсурдно и нелепо, кроме запашка холодной войны и легкой бондиановщины, здесь присутствуют нотки маразма сумасшедшего старика или серьезно промытой неизвестно чем головы из той же серии, что и последователи плоской земли. Хочется сделать скидку: книга написана после событий 11 сентября, когда в голове людей развелось огромное поле для паники и любые даже самые невероятные идеи прорастали в столь благодатной, пропитанной страхом, почве. Хочется, но не можется. Потому что очень удобно найти одного-единственного во всем виноватого, гораздо труднее признать вину массовую, сложенную из тысяч разных мелочей, с помощью которых в обществе появляются убийцы, маньяки, террористы и проч.
    3/10
    Рекомендуется: в подарок специалистам по теории мировых заговоров.
    Опасно: губит фантазию и здравый смысл в зародыше.

    6
    427