Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2021 г.

    Большая - по объему и смыслам - книга о собирателях.

    Феликс Ардевол собирал вещи - старинные, дорогие, уникальные, причем в их культурной ценности он ничего не понимал, вернее, он этого совершенно не чувствовал. Он был азартен: вещь подороже надо купить подешевле, что означало купить у отчаявшегося: у еврея, убегающего от нацистов в начале войны, и у нациста, скрывающегося от мира после окончания войны.

    Его жена Карма после смерти мужа начала "собирать" своего сына, гениального скрипача, по ее убеждению, который из-за подростковой строптивости отказывается от этой роли.

    Их сын, Ардиа, с юности начал собирать прочитанные книги и идеи, собирать выученные языки.

    Друг Ардиа, Бернат, скрипач в городском оркестре Барселоны, собирает свою успешную жизнь: скрипка ему всегда давалась легко, поскольку у него талант, поэтому успехом свою музыкальную карьеру он не считает. Но вот состояться как писателю ему очень необходимо, хотя его сборники рассказов терпят провалы книга за книгой: по словам Ардиа, рассказы мертвые - правильные, стильные, с интересными метафорами, но бессмысленные по сути, поскольку все, что Бернат может сказать в жизни, он говорит музыкой.

    Сара, в которую угораздило влюбиться Ардиа, наоборот, собирает негатив: все обиды, недомолвки, обманы, которые ей попались на пути, тщательно ею записываются во внутренний архив и пережевываются.

    Образовался маленький кружок близких людей: родители, сын, друг, жена, но, как ни странно, никто внутри этого кружка никого не любит и не умеет любить. Даже Ардиа Сару, поскольку кажется, что ему важно нахождение этой женщины в его доме, как и тысяч томов, инкунабул, свитков, рукописей, картин.

    Центром кружка является скрипка 18-го века мастера Сториони, которая, созданная для красоты, тем не менее приносит лишь беды тем, кто брал ее в руки. Ардиа в конце концов, решая "сторговаться" с богом, в которого не верит, чтобы спасти Сару, отдает скрипку ее исконному владельцу, пытаясь таким образом искупить грехи своего отца, которым несть числа. Но тот бог, которого нет, этой жертвы не принимает, поскольку Ардиа солгал себе даже в этой ситуации - любил ли он Сару? Как солгал после себе и миру его лучший друг Барнет, оставаясь собирателем.

    Красивый инструмент, в умелых руках играющий прекрасную музыку, стал свидетем и причиной гибели стольких людей... Культурные люди с прекрасным образованием, призванные спасать человеческие жизни, убили тысячи людей ради эксперимента, а потом, проплакавшись в тюрьме, десятилетиями давятся жидкой кашей на краю мира, где лечат других людей... Зло в человеческой природе, но не каждый человек сеет зло, тут включается какой-то другой параметр во вселенной.

    Зла очень, слишком, много в этом мире, настолько много, что к нему просто привыкаешь, оно становится частью жизни. Может, поэтому Ардиа окружает себя красивыми с его точки зрения вещами, чтобы укрыться от этого вселенского зла, поскольку бороться с ним он не может, да и не желает - сам не без греха.


    13
    806