Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    Аноним26 февраля 2013 г.

    Я не знаю, почему меня потянуло перечитать эту книгу. Она горькая, её герои почти поголовно несчастны. Но я люблю эту её трагичность, она лишний раз напоминает мне, насколько темна и непонятна человеческая душа.

    Между фразами "Возвращение в Брайдсхед" и "Возвращение домой" такая же разница, как между "здесь живёт моя семья" Себастьяна и "это мой дом". Брайдсхед - не дом, он - символ. И те, кто его покидает, по-настоящему туда не возвращаются, ибо предполагается, что возвращение должно нести успокоение души, чувство "вот ты и дома". Ни лорд Марчмейн, ни Себастьян, ни Джулия, ни уж тем более Чарльз никогда не ощущали свою принадлежность этому месту. Revisisited не стало для них словом return.

    Брайдсхед принадлежит леди Марчмейн. Он оплот её веры. Если рассуждать здраво, леди Марчмейн не должна вызывать того страха и неприятия, что вызывает она у своего мужа и детей. Она верует не до фанатизма, не истязает плоть, не изгоняет дьявола из близких. Корделия очень чутко заметила, почему её мать не принимают родные: "Когда хотят ненавидеть Бога, ненавидят нашу маму".

    Корделия - вообще отдельный персонаж. У неё нет такого чувства отторжения Брайдсхеда, как у Себастьяна или Джулии, однако даже она, поскитавшись много лет и приехав в Брайдсхед, чувствует себя потерянной. Наверное, потому, что она так и не получила твёрдую почву под ногами, её детство пришлось на разгар семейных разногласий, результатом которых стало то, что все члены семьи (и без того не сильно похожие друг на друга) откололись, потеряли ощущение родственной сплочённости. Может быть поэтому они так неохотно возвращаются в своё семейное гнездо? Может, оно им напоминает, что они не очень-то и семья.

    Между твёрдо стоящим на ногах Брайди и чуть-чуть пошатывающейся Корделией идут средненькие - Себастьян и Джулия. И если Джулии всё же удаётся хоть немного держать равновесие, Себастьян откровенно падает. А всё потому, что их не держит то, что поддерживает Брайди и Корделию - вера.

    Вообще, для меня "Возвращение в Брайдсхед" - один из самых глубоко религиозных романов о поисках человека себя, Бога, себя через Бога, Бога через себя. Вопросами веры задаются все главные герои. Для Джулии и Себастьяна в вере нет успокоения. Для них Бог - Отец, которого они приняли (а как же иначе, когда с детства понятно, что Его не выбирают), но с которым не могут примириться. Ни один из них далеко от Его дома не уходил. Они как блудные дети, которые вроде бы пришли назад, однако зайти полностью в дом не решаются, так и топчутся у порога. Опять возвращение-не возвращение. Хотя кто его знает, может, Себастьян всё же счастлив, может, Джулия, тоже обрела более или менее покой. Может, Чарльз больше себе навоображал.

    Чарльз Райдер, между прочим, тоже несчастлив. И вот ведь что: в его случае дело не в конфликте с Богом, да и мамы-католички у него не имеется. Он просто не может найти себя. Под этой фразой обычно подразумевают всё непонятное, сумбурное и необъяснимое, что мучает человека. И никто не знает, почему так. Поэтому и роман заканчивается резко, нелогично и внезапно, как и многое в жизни.

    И да, никакая это не Первая мировая, товарищи.

    11
    36