Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
Clairdelune7 ноября 2021 г.Честно говоря, Лилу и Лену я ненавидела поочередно. Только к концу истории я приняла их такими, какими их создала Элена Ферранте. И если выходки Лилы я списывала на ее молодость (и отчасти на ее непокорный неаполитанский характер), то для Элены у меня не осталось совершенно никаких оправданий (кроме того же строптивого неаполитанского характера). Всю жизнь Лену старалась догнать и перегнать свою подругу, только вот Лила совсем не торопилась бежать за ней. Она шла своей дорогой.
В «Истории о пропавшем ребенке» мы попадаем в еще больший круговорот событий, разворачивающихся в неаполитанском квартале. Свадьбы, дети, бедность, мафия, безысходность... вроде бы все это мы уже видели в первых трех книгах, но теперь мы смотрим на них сквозь призму опыта главных героев. С первых страниц мы снова оказываемся свидетелями некой фантомной гонки Элены и Лилы. Лену сбегает от брака с Пьетро и очертя голову бросается в объятья Нино. Всю книгу мне казалось, что Нино для Лену был своего рода трофеем, который она завоевала и гордо демонстрировала Лиле. Но любила ли Элена его по-настоящему? Любила ли Лену вообще хоть кого-нибудь в своей жизни? Ведь у нее было теплых отношений с семьей, своим детям она так и не смогла подарить любви, а они в свою очередь совершенно не видели в ней родного человека. Возможно, единственной настоящей страстью Лену была любовь к книгам, но и здесь Элена то и дело она сомневалась в себе, в своем таланте и постоянно задавалась вопросом, а может ли она в принципе написать что-либо без влияния Лилы. Это соперничество помогло ей выбраться из нищеты и отчаяния, а потом оно же начало тянуть на дно.
Лила, кажется, давно отпустила их соперничество. Вся ее жизнь крутилась вокруг родного квартала, вокруг его жителей и их проблем, но вот какой парадокс: Лила, не бывавшая за пределами Неаполя, всегда была открыта миру. Особенно это было заметно на фоне Элены, которая увидела мир, но так и не смогла заглянуть дальше своего квартала.
Для меня самым ярким эпизодом стала история Лилы. Ей, в отличие от Элены, повезло. У Лилы все-таки был тот, кого она смогла полюбить по-настоящему. Напористая и своенравная Лила, готовая поставить на карту все, с рождением Тины заставила посмотреть на себя совершенно с иной стороны. Название четвертой книги дает нам подсказку о событиях, которые нас ожидают, но когда я начинала читать, то была уверена, что это своего рода намек на тяжелое детство Лилы. Казалось бы, ход с исчезновением дочери одной из героинь напрашивался сам собой, но почему-то до самого конца не веришь в такое развитие событий.
Меня очень тронула аллегория с куклой, которая завершила историю. Тина исчезла, только теперь Лила ушла искать ее в одиночку.
Иногда казалось, что это автобиография, настолько живо описаны герои и их характеры. Когда я дочитывала последние страницы, мне казалось, что я прощаюсь со своим старым другом. Или даже целым десятком друзей. Все эти противоречивые, временами откровенно неприятные, но такие живые персонажи заставляют тебя сопереживать им на протяжении всей истории. И в этом все их очарование. Честно сказать, четвертую книгу я старалась читать небольшими порциями, чтобы растянуть удовольствие, ибо эта одна из тех историй, ради которой хотелось бы стереть себе память и перечитать ее вновь. И я обязательно перечитаю. Уверена, даже через пять лет я посмотрю на Лилу и Элену совсем иначе.
Содержит спойлеры10543