Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним24 февраля 2013 г.
    — История — это уверенность, которая рождается на том этапе, когда несовершенства памяти накладываются на нехватку документальных свидетельств.
    Дж. Барнс, "Предчувствие конца"

    Довольно редко со мной случается книжная любовь с первого взгляда. Такая, чтоб упиваться словом, не замечать, как убывают страницы, не выпускать томик из рук. "Пятый персонаж" меня покорил. Я сразу ухнула с головой в будни Дептфорда. В этот тесный канадский мирок с россыпью характеров, сплетен, происшествий и чудес. А потом была война и Маленькая Мадонна, будни колледжа для мальчиков и семейные дрязги, закулисье фокусника и такой незнакомый мир агиографов - людей, составляющих жизнеописания малоизвестных святых.

    В этом, на самом-то деле, совсем небольшом романе Дэвис затрагивает столько самых разных тем - от психологии семейных отношений до природы святости, что по масштабу его можно сравнить с хорошей энциклопедией: тут каждому найдется пища для ума.

    Но в первую очередь "Пятый персонаж" - это размышление о жизни, а точнее сказать, об истории своей жизни, которую каждый пишет сам. Казалось бы, место, время и событие - едины, но от того, как каждый из участников к нему отнесется, какую роль отведет в своей жизни и в формировании своей личности, напрямую зависит, как сложится его судьба. И как потом она изменится, если предоставить альтернативный взгляд и альтернативную трактовку. Тут вспоминается Джулиан Барнс и его "Предчувствие конца":


    И тут возникает вопрос, от решения которого зависит многое: как мы реагируем на причиненный ущерб, то есть принимаем или подавляем, и как он сказывается на наших отношениях с окружающими? Одни, притерпевшись, стараются смягчить этот ущерб, другие кладут жизнь на то, чтобы помочь другим, попавшим в сходную ситуацию, а третьи всеми силами стараются сделать так, чтобы с ними никогда больше не произошло ничего похожего. Эти последние - беспощадны, от них лучше держаться подальше.

    Неслучайно главный герой, тот самый "пятый персонаж" Данстан Рамзи - историк, ведь история - страшно неточная и страшно подневольная наука, сплошь замешанная на интерпретациях, искажениях, переписываниях одной и той же горстки фактов, которую можно тасовать как хочется. Свою историю каждый из нас пишет сам, осознанно или нет оставляя в своей памяти только нужные факты и выбрасывая за борт все, что не очень к месту. Человеческое сознание ничто не держит в себе просто так: даже самые отрицательные впечатления мы сохраняем для чего-то, пусть и не всегда понимая зачем именно. Попробуйте как-нибудь вспомнить некий эпизод, сильно повлиявший на вас, и поговорить о нем с кем-то, кто тоже его пережил. Вы удивитесь, насколько разными могут быть впечатления и последствия.

    Снежок с булыжником внутри попадает не в мальчишку, а в беременную женщину - вот точка отсчета в жизни трех дептфордских мальчишек - Дана, Боя и Питера. Через сорок лет они встретятся, чтобы снова вернуться в нее и, отмотав время назад, сравнить результаты. Хотите сами убедиться, насколько ошеломительной может оказаться разница? Тогда я смело адресую вас к Дэвису. А сама пока предвкушаю знакомство со второй книгой трилогии - "Мантикорой".

    15
    36