Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Sans Famille

Hector Malot

  • Аватар пользователя
    RogianTransmuted31 октября 2021 г.

    Ну неужели роман воспитания обязательно должен быть таким занудным и искусственным? Несчастный сирота, не знающий своей семьи, и с раннего детства путешествующий по Франции и не только, зарабатывая себе на жизнь. Попадает во все передряги, в которые только можно, но всегда встречает хороших людей, которые его поддерживают.
    Как это все не по-настоящему. И главный герой - сирота Реми - тоже ужасно не настоящий, такой жертвенный, несчастный ангелочек, умный, добрый и вообще без единого изъяна. И хорошие люди здесь прямо очень хорошие и добрые, а плохие - злодеи, каких свет не видывал (в основном занимаются тем, что избивают детей или используют их в своих преступных деяниях). Я понимаю, что книжка детская, но я бы даже в детстве восприняла ее крайне скептически, потому что вот такое разделение на черное и белое дозволено только сказкам, читая которые ты понимаешь всю условность происходящего и персонажей.
    И главное, в чем тут воспитательный эффект? Живи и радуйся, что у тебя есть родители и не надо зарабатывать? Бить детей плохо? Надо заводить хороших друзей, чтобы, если что случится, тебя спасли из неприятностей? Много трудись, но все равно найдутся злые люди, которые постараются все у тебя отобрать? В детстве я бы вообще эту книгу забросила, потому что "Оливер Твист" уже был прочитан, и было с чем сравнивать.
    Скучно во многом потому что очень предсказуемо и назидательно. Я не хочу, чтобы мне настолько очевидно рассказывали, кто плохой, а кто хороший, и как надо беззаветно трудится, чтобы в итоге судьба или Бог дали тебе достойное вознаграждение. Я не хочу, чтобы из потенциально реалистичной истории о том, как плохо вообщем-то жилось многим детям ещё в 19 веке, делали сладенькую сказочку со сладенькими героями и сиропным концом, в которой все - даже смерти, предательства и несправедливость - подернуто розовой дымкой обязательного хорошего, даже безоблачного исхода. И главное, никаких полутонов. Большая часть героев вообще, скорее, функции, продвигающие сюжет, чем люди. А главный герой и те персонажи, которым внимания дано чуть больше, плоски настолько, что их сложно описать для создания полноценного портрета.
    И понятно, почему книгу издавали в Советском Союзе и сняли по ней фильм: она ведь вся о том, как плохо устроено капиталистическое общества, что бедным детям приходится самим зарабатывать себе на жизнь, да и рабочий класс здесь представлен вполне положительно.
    Интересно, читал ли автор серии "Лемони Сникет: 33 несчастья" этот роман? Теперь мне кажется, что "33 несчастья" - это абсурдизированная, саркастичная версия "Без семьи" и других подобных романов о несчастьях и страданиях сирот. И эта мысль - то, что помогло мне не бросить чтение книги, которая, если отнестись к ней иронически, кажется даже забавной.
    Но в целом - не рекомендую, лучше Диккенз или учебник по истории.

    7
    392