Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Clockwork Orange

Anthony Burgess

  • Аватар пользователя
    Аноним19 февраля 2009 г.

    Сердце книги в классической моральной дилемме – хорошо ли стоять перед выбором: быть плохим или вынуждать себя быть хорошим.
    «Ну, что же теперь, а?» - вопрос, который по моим подсчетам, встречается раза три в тексте. Вопрос, который подразумевает, что Алекс, действительно, способен к выбору. Это прослеживается в начале книги, в его заточении в тюрьме, и в конце, когда он сидит в баре «Korova» со своей новой бандой. Эти события как бы приглашают Алекса к оценке действительности как чего-то нечто большего, чем временное явление. Только когда решение принято, он начинает изменяться – его изменение можно наблюдать в его мимолетном интересе к Богу в тюрьме, затем будучи подвергнутым промывкой мозгов.
    Маловероятно, что читатели будут сравнивать себя с Алексом. Несмотря на погружение главного героя в отстой жизни (наркотики, убийства, насилие, преступные группировки и т.д.), мы начинаем оценивать его человечность как манифест к свободе выбора моральных устоев. И возможно тогда выплывает на поверхность устойчивая ценность «Заводного апельсина» - подтверждение выбора моральных устоев как сложный компонент человечности во всех нас.
    Быть лишенным этого выбора означает быть лишенным того, чтобы называться Человеком, даже если мы остаемся физически живыми.

    14
    46