Рецензия на книгу
Освобождение Толстого
Иван Бунин
Kot_Divuar17 февраля 2013 г.Известно, что Толстой для Бунина был совершенно особенной персоной. Бунин уважал и ценил его безмерно, по многу раз перечитывал его произведения и дневники, прочитывал все мало-мальски стоящие работы, посвящённые творчеству Толстого и, в конце концов, написал свою (благо разбирался в том, о чём пишет, как никто другой). Произведение вышло необычным и сложным (самое сложное из всего, что я читала у Бунина), сочетающим в себе элементы биографического исследования, художественного повествования и философского эссе. Изложено всё это довольно непоследовательно и хаотично, на мой взгляд, поэтому пришлось устроить маленький мозговой штурм, чтобы выделить основные моменты.
Другие и Толстой. О Толстом писали много но, по мнению Бунина, понимали его часто неверно. Не особенно лестной оценки удостоил Бунин работы Амфитеатрова, Чинелли (последнему особенно досталось), немного больше удовлетворила его речь господина Маклакова и «Загадка Толстого» Алданова, в них он нашёл много верных мыслей, но кое с чем и поспорил в свойственной ему категоричной манере. Кроме того, в книге приведены выдержки из воспоминаний современников о Толстом, отрывки из дневников его родных и друзей. По мнению Бунина, многие люди имеют в корне неверное представление о Толстом, составленное, как ни странно, и по его собственным (Толстого, то есть) дневникам, и хорошо бы это представление несколько изменить.
Биография Толстого. Дана кратко. В основном, по записям самого Толстого, который делил свою жизнь то на семилетия, то на «фазисы», то на периоды. Основные события их вкратце пересказаны, некоторые из них Бунин в дальнейшем, перепрыгнув через несколько глав, излагает подробно.
Обстоятельства смерти Толстого. Им посвящено несколько главок, порядка пятнадцати страниц. Здесь и о желании Толстого «уйти от мирской жизни», которое он долго вынашивал, и об обстоятельствах его семейной жизни в последние годы (которые во многом способствовали его уходу), и о бегстве из Ясной Поляны в ночь на 28 октября 1910 года, о нескольких тяжёлых днях болезни и о смерти на захолустной железнодорожной станции Астапово.
Личность Толстого. Писатели – сложный и противоречивый народ. Судя по тем фактам и свидетельствам современников, которые Бунин приводит в своей книге, Толстой не был исключением. В нём, можно сказать, сосуществовали два начала, одно из которых было «подчинено» земной жизни и всем её радостям, а другое звало к «освобождению» от них, к преодолению времени, пространства, вещества, к «разоблачению духа от материального одеяния». Одно звало его к обычным делам человеческим, к хозяйствованию, к устройству имения, к женитьбе и воспитанию детей, другое вело к выводам о бессмысленности всего существующего, о том, что «сущность жизни – вне форм пространства, времени, причин», и человеку надлежит стремиться к освобождению от этих форм. Неоднократно Бунин уподобляет Толстого великим «учителям веры» Будде и Христу.
Философия Толстого. Бунин выбрал самое интересное, то, что вписывалось в «прочтение Толстого под знаком конца» - высказывания о сущности жизни, которая «вне форм времени и пространства», о Боге, который есть бесконечное, неограниченное и о человеке, который есть «проявление его в веществе, времени и пространстве» и т.д.
«Чувство смерти» Толстого. Вот что интересует Бунина больше всего! Сам он имел «обострённое чувство смерти в силу столь же обострённого чувства жизни». Особым «чувствованием смерти, всего её телесного и духовного процесса» обладал и Толстой. Тема смерти занимает в его творчестве значительное место, Бунин даже прослеживает её эволюцию – от «Детства», где преобладает ужас, но есть уже и задатки тех чувств, которые впоследствии будут преображать толстовское восприятие смерти, до «Войны и мира» и «освобождения» князя Андрея.
P.S. Хотела рецензию написать, а получился краткий пересказ))
7421