Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Компания "Гезельшафт"

Норман Льюис

  • Аватар пользователя
    PowandaGlomerated19 октября 2021 г.

    Костыли прогресса.

    Своей волей они создадут себе ту окружающую среду, для которой они считают себя самыми подходящими обитателями. Они ненавидят джунгли и все, что в них; они ищут себе оправдания в понятиях «прибыль» и «вера», чтобы разрушить то, что они ненавидят.

    Осевший в Боливии англичанин, имеет неплохой бизнес, владея парком грузовиков. Однажды он оказывает существенную услугу одному из владельцев влиятельной немецкой компании "Гезельшафт" и тот предлагает ему выгодный контракт, но на этом поприще у ГГ есть местный конкурент Керрана, который способен на все лишь бы не потерять рынок. Однако, ГГ начинает встречаться с девушкой, которую Керрана выставил за дверь...


    – Я хочу доказать, что для меня ты значишь.
    – У тебя на это будет всего несколько минут. А тут нужны часы и часы.

    Норман Льюис – любопытный автор, есть в нем какая-то романтика. Слог легкий, необычные декорации с южноамериканским колоритом. Что-то на тему пост-колониализма в авантюрном сегменте. Думал, что сейчас столкнусь с критикой капитализма, но оказалось все наоборот – деловары привносили в отсталую страну порядок, тогда как описание социалистически устроенной колонии "Маргаритка", погрязшей в нищебродстве и дерьме, выглядит весьма сатирично, как, собственно, и кусок про индейцев Амазонии. И если вы думаете, что живете плохо, то прочитайте 13 главу, где очень живописно показано идейное дно, когда ценностью считается обычный стул, а роскошью - мотоциклетный шлем, в котором один из обитателей колонии, страдая гастроэнтеритом, испражнялся в отхожую канаву.


    – У меня есть основания думать, что большинство ваших друзей – испанские или канадские священники.

    Пока читаешь, совершенно не ясно куда свернет сюжет. Тут и кокаин, и тень нацистов, и суеверия, и контрабанда, и экология, и религия, и санкционированные убийства ибо ни жизнь, ни статус в этой высокогорной помойке ничего не стоят. На самом же деле книга о экономической и политической немецкой экспансии в Боливии. Никогда о такой не слышал. Такой себе прогрессивный дойче-капитализм, который с известной германской методичностью безотходно превращает любые ресурсы и идеи в капитал. Как вам 15 долларов за метр питона, чтобы задарма не пропадал? То-то. У джунглей, индейцев и всех, кто стоит на пути экономического блицкрига нет ни малейшего шанса. Выживают корпорации, а ты или сдохнешь, или станешь их рабом.


    – Самая трудная задача – внушить им, что они должны работать ради денег. У них нет никакого понятия о деньгах или торговле, и они слабо себе представляют, как это человек обязан работать.

    Трудно отнести роман к какому-либо жанру. Скорее это легкоусвояемая публицистика в толстой беллетристической обертке. Несмотря на то, что книга издавалась в СССР, в ней нет никакой идеологии. Герой всю дорогу занимал позицию наблюдателя и старался никуда не лезть, но стоило ему подгадить «Гезельшафту», как фирма оставила его ни с чем.


    – «Гезельшафт» – это как стихийное бедствие, как нечто сверхъестественное. Вы не можете мериться силами с таким явлением.

    Долго я не мог понять какую мысль хочет донести автор, но все свелось к тому, что у каждого своя правда: у империалистов, миссионеров, индейцев, боливийцев, немцев, англичан. У каждого свой монастырь, с которым он не собирается расставаться. Но что с этого толку, всё равно всех раздавит железная пята олигархии.


    Несколько безработных рыбаков бродили по округе, будто ногами их двигала сама скука.

    Любителям латиноамериканских реалий и прописанных в перспективе персонажей можно прочесть. Неплохо, но «Сицилийский специалист» понравился мне куда больше.


    – Да, с ними так: только все было хорошо, как вдруг все померли. Мы ничего с этим не можем поделать.
    2
    147