Рецензия на книгу
Смерть — моё ремесло
Робер Мерль
Аноним14 февраля 2013 г.Тяжелое детство, многотрудная молодость и последующий карьерный рост вполне могли бы оказаться историей успеха на диком-диком Западе. Да и в старушке Европе такое тоже вполне возможно представить. Если только карьерный рост не вызван удачным подсчетом, сколько печей и газовых камер нужно для уничтожения десяти тысяч человек в сутки.
Впрочем, Рудольф Ланг и такой путь считал успешным. Четкое выполнение приказов, жизнь по схеме, выверенная, как солдатский шаг, и никаких раздумий. Размышления – это для евреев, а истинные арийцы найдут своему времени и лучшее применение. Сапоги, например, начистят. И так день за днем, существование робота, который не похож на человека не только тогда, когда смотрит на работу газовой камеры, но и когда сидит дома, в кругу семьи.
Вот жутковатая ирония – вместо коменданта Освенцима Рудольф мог стать священником. Фанатичная манера воспитания его отца-католика и стала главной причиной превращения человека в машину, которая не рассуждает, не возмущается, не противится, делает только то, что сказано. Религиозный фанатизм и раньше не казался мне чем-то отличным от того же фашизма, поэтому книга во многом стала подтверждением моих собственных мыслей. Очень уж тонка грань между абсурдным тоталитаризмом и слепой убежденностью в чем бы то ни было.
Тема нацизма очень непростая, скатиться в спекуляцию на «еврейских детишках с личиками с кулачок» легко, но у Мерля получилась отличная книга. Пусть не все детали биографии Ланга соответствуют реальной жизни Хёсса, ход мыслей главного героя невозможно не понять. И это понимание – самое страшное. Это жуткий холод, застрявший изнутри. Будь в голове у Ланга жестокость, кровавые фантазии и упоение самим собой – это было бы просто извращенной душой одного человека. Но робот, холодно шагающий по жизни без лишних слов, гораздо страшнее – такого можно создать. Таких. Тысячами, шагающими в ряд под очередной барабан. Кто знает, где раздастся стук в следующий раз?
66801