Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть — моё ремесло

Робер Мерль

  • Аватар пользователя
    Аноним14 февраля 2013 г.
    Для меня существует лишь одна церковь - это Германия.

    Мы имеем перед собой историю, написанную до жути хорошо. Хорошо, потому что главного героя можно понять. До жути, потому что главный герой - тварь.
    В общем, история о том, что если растить фанатика, если стараться, то вырастет вот такая фанатичная тварь.


    Так точно, господин ротмистр!

    Правда, эта фанатичная тварь совсем не обязательно будет служить тому, чему её учили.


    Моя церковь - это Германия!

    О, эти национал-социалисты, убивающие неверных!
    О, эти крестоносцы и инквизиторы, убивающие неверных!
    О, попы, убивающие неверных атеистов!
    О, атеисты, убивающие неверных попов!


    Повтори!

    Что это? Что именно мы осуждаем в них во всех?
    Оказавшись внезапно в мыслях одного из фанатиков, мы поймем, что им это осуждение до лампочки.
    Важно только одно - сделать своё дело хорошо.
    Как правильно рассчитать количество печей для сжигания трупов?
    Сколько единиц евреев помещается в газовую камеру за один раз?
    Как объяснить заключенным КК причину такой вони, от которой никуда не деться, которой пропиталось всё, вони горелого мяса, кожи и волос?

    Громче!


    Громче!

    А ведь книга написана просто, даже, я бы сказала, спокойно и без-эмоционально.
    И правильно. Повторюсь, мы лезем в мысли того самого фанатика. Мы видим мир и жизнь его глазами - автор отлично это обустроил.
    Так вот. Человек (?), вышедший из-под руки безумно-религиозного отца-фанатика. Каков он вышел?
    Удивительно, как это Рудольф, видевший порой в ком-то образ своего домашнего тирана детства, не видел его в себе. Замечательная ситуация с открытым окном в кабинете, такая милая, такая общая для отца и сына мелочь.

    Очень много интересных образов, как, например, дьявол в туалете, который всё детство пугает Рудольфа так, что он не может справить свои физиологические нужды, и который потом превращается в образ француза, и Ланг "отвечает на его взгляд твердым взглядом".
    Ещё меня порадовало, как Мерль замечательно показал именно слепое поклонение идее. В голове гг не было места как мыслям о самом Боге в начале, так и мыслям о самом Гитлере в конце. Он даже не задумывается, собственно, о самой идее, которой так рьяно и самоотверженно служит.
    К чему такие мелочи, когда есть Приказы?
    Момент, когда жена в истерике вопрошает, смог бы он спокойно убить их сына, Франца, если бы ему приказали:


    Не знаю, как это вышло. Клянусь, я хотел ответить: "Конечно, нет!" Клянусь, я так и хотел ответить. Но слова внезапно застряли у меня в горле, и я сказал:
    • Разумеется, да.

    Если прототип гг - настоящий Рудольф - в конце жизни совершил покаяние, то наш Рудольф этого не делает. И мне нравится это, я могу понять, почему автор так захотел: показать, что такой человек не может раскаяться, не может измениться, это даже противоестественно. Не берусь судить, так оно или нет (как раз, наверное, нет), но мысль выражена отлично.


    Существует один лишь грех. Грех быть плохим немцем.

    Рудольф не жесток, он никогда не убивал из-за личных побуждений и пристрастий. Он с возмущением отвергает обвинение в убийстве охранника, но спокойно соглашается с обвинением в убийстве тысяч заключенных, уточнив лишь: "Прошу прощения, но я уничтожил не три с половиной миллиона человек, а два с половиной миллиона".
    Всё должно быть чётко, пусть ему и не доставляло это дело особого удовольствия.


    Это была нудная работа.

    А что сделал для своей Германии ты?

    82
    1,4K