Рецензия на книгу
Темные аллеи
Иван Бунин
oantohina11 октября 2021 г.Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...
Фух... Ну и много же слов понадобилось, чтобы закрепить в своем сознании все эмоции от прочитанных рассказов Ивана Бунина. Идея познакомиться с этим писателем возникла еще года три назад. И тогда сборник «Темные аллеи» рисовался мне совершенно другим по стилю написания и характеру. Реальность оказалась не столь радужна. Поэтому начинать именно со сборника «Темные аллеи» лучше не стоит. Намного лучше, по-моему, у него получились произведения вне сборника: повесть «Митина любовь» или рассказы - «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар».
Ивана Бунина отличает его чуйка художника, он умеет красиво расставлять акценты, будь то цвета (красный, белый, черный и зеленый), значения имен или использование реально существовавших ресторанов, пароходов. Описания природы тоже необыкновенны. В его текстах небесные светила пишутся с большой буквы - Луна и Солнце, как будто это два лика Бога. Странно, то эта особенность есть в одной книге, и ее нельзя увидеть в другой. Ошибка, опечатка? Кто знает...
Автор щедро пичкает нас излишним трагизмом, напыщенностью ситуации, что порой раздражает. Поэтому, читая последние рассказы, я уже еле-еле тащилась, по-другому не скажешь. Мне не понравилось видение автором поднаготной такого чувства как любовь. У него она по большей части плотская, чем духовная. Персонажи рассказов не вели бы себя как тряпичные куклы, если присутствовало желание сохранить отношения, за любовь нужно бороться. Мне не хватало рассказов на подобие "Холодной осени", "Качелей" или "Поздний час".
Иван Бунин - любитель приправить произведение долей перца в качестве небольших интимных подробностей. Но вот этот перец становится поперек горла , когда у женщин нет гордости и хоть капельки брезгливости, а мужчины ходят с чувством превосходства над всеми женскими юбками России. В некоторых рассказах дело обстоит именно так...
Чистый понедельник.
Это рассказ о том, как разные люди представляют себе счастье. Перед нами мужчина и женщина, оба молоды и богаты. С одной стороны плотское желание, нетерпение, приземленность и некоторое непонимание любимой женщины. С другой стороны девушка с чистыми помыслами, одухотворенными мыслями, желающая повторить судьбу Льва Толстого, чей портрет висит у нее в квартире, решиться на отчаянный шаг, который изменит твою жизнь. Как могут розниться желания влюбленных, на какие жертвы готова женщина ради любви, благодарного и ничего не требующего чувства. Концовка не оставляет проблеска надежды; в церкви девушка не видит среди всей темноты и грязи, заполонившей душу молодого человека, того, кому она отдала всю себя без остатка. Ей удалось найти свое место в жизни, а ему нет.
Качели.
Этот рассказ - крохотулечка для тех, кто хочет почувствовать зарождение прекрасного чувства. Оно вспыхивает в те моменты, когда молодые люди, проводя время вместе, открывают друг другу новые горизонты, словно на качелях, удерживают постоянный ритм, настраивая влюбленные сердца в унисон.
Иван Бунин написал эту тонкую, как паутинка, историю в 1945 году. Год долгожданной победы, облегченного вздоха, слез любви и счастья, надежд на счастливое будущее. Не удивительно, что автор перешел на тему зарождения чего-то нового и прекрасного.
А еще вспомним старого доброго друга - Антона Чехова! Пахучие битки с луком словно слетели со страниц его рассказа «Ионыч».
Холодная осень. The best
Причудливыми завитками вьется летопись прошлого, «времен наших бабушек и дедушек», настоящего, между переплетениями нитей которого так некстати затесалась смерть юности и первой любви, и будущего с его лихорадочными наплывами революционных переворотов и беспощадных войн. История своей изысканностью может сравниться с филигранью.
Все мы испытываем наплывы вод моря, прозванного Ностальгическим. Даже можно услышать эхо авторского слова, в котором чувствуется вся туманная со стеклярусом росы на лужайке грусть, тоска о минувшем. К сожалению, только душою мы остаемся молодыми. Тело оставляет на себе автографы боли и страдания. Главная героиня рассказа точно знает, что «там» ты встретишь призраков прошлого и скинешь с себя все прожитые годы, земную оболочку, кажущуюся сном.
Для себя хочется отметить три тоскливые, но при этом душевные детали:
Осень в рассказе представляется не только временем года, чьи события оставили след в жизни главной героини, но и состояние души - чувство приближающихся морозов, подкрадывающейся на цыпочках беды в лице убитого Фердинанда. До этого переломного момента стояло мирное лето. Эта осень стала громом среди ясного неба. Пошаговое приближение перелома. Сначала теплые летние месяца, безоблачная жизнь. Далее остается только свет в окнах от жаркой лампы, отгоняющий холод ледяных звезд, Такой эффект инь-янь можно просмотреть и в сцене проводов молодого человека на фронт. И логическим завершением постановки в три акта будет зима. Стихотворение Фета. Прослеживается много параллелей, и «фосфорные глаза», блестящие в темноте, но не греющие растревоженную душу, и та же осенняя ночь с луной и «блестящими звездами».
Пароход «Саратов», «Дубки», Ворон, В одной знакомой улице
Данные рассказы не произвели ожидаемого впечатления. Они показались мне сочиненными на скорую руку и не слишком богатыми на «громовые» концовки. В первых трех историях показана неравная любовь, когда одна из сторон или рано сдается и опускает руки, не выказывая слишком уж пылких чувств, или же наоборот переходит границы человеческого из-за потери любимого человека.
Заинтересовавшие моменты
1. Так и просится на бумагу в качестве иллюстрации портрет дамы с египетскими глазами из рассказа Пароход «Саратов». Еще до описания ее портрета мы понимаем, что она еще та стерва. Порочная, как горничная, отворившая ей дверь, покачивается на каблучках туфель серая змея с раскосыми глазами. Она заставила влюбленного в нее мужчину пойти на отчаянный поступок и до конца своих дней буквально плевать в волны своей жизни. Красочный образ) Что тут еще сказать?)
2. Пароход «Саратов» существовал в реальной жизни, и на него предъявляла права не одна страна. В итоге, судно нашло свой конец на дне вод морских. Отличная параллель с виновницей преступления, совершенного главным героем, этакой независимой кошкой.
3. Птица ворон - это символ смерти, зла и несчастья. От рассказа «Ворон» исходят пары мрака и готики. Так и хочется после названия произведения подставить имя Эдгара Алана По. Американский поэт раскрыл в своем стихотворении тему скорби, невозможности принять смерть любимой женщины.
Молодая девушка, так и дышащая жизнью и юностью в своей прозрачной блузочке и со светлыми волосами, в итоге поддалась ворону, и ее ангельская душа стала неузнаваема под тяжестью рубинов и роскошных тканей. Она «умерла», жизнь навсегда загублена.
В четвертом рассказе одна сплошная фиксация воспоминаний, пройденных этапов жизни и пережитых отношений с женщиной, которые, к сожалению, не окончились образцовым финалом. В жизни все бывает сложнее, чем в поэтических строках.
Муза, the best
И опять во всем виновата женщина! Ах, какие мы все-таки негодницы!
В рассказе очень много упоминаний зеркал: почерневшее зеркало в комнате главного героя, черное зеркало озера. Все зеркально... Даже ресторан «Прага» отличился тем, что в нем впервые в то время появились большие зеркала.
Насколько прекрасной представляет нам любовь Иван Бунин! Начинающий художник изнывает от тоски в сумрачной «Столице» и, скорее всего, в Москве на Арбате. Его жизнь полна красок в его руках, на его картинах, но не в его жизни. И тут появляется Муза Граф, соединившая в себе крайности, одетая непримечательно в серое пальто, колготки шляпку, но осветившая главного героя солнечными лучами. Она со своими рыжими волосами как светоч. Живя на Пречистенском бульваре, девушка предвещает наведение порядка и отторжение мрака из повседневности мужчины.
В конце случается то, что уже не в новинку у автора проделывать с персонажами рассказов. Муза, вдохновительница главного героя уходит и даже не испытывает сожаления к нему, к его чувствам, а главный герой в спутники берет лучшего друга мужчин, по мнению автора, револьвер.
Кавказ
Более всего зацепило меня в этой истории описание счастья между двумя влюбленными, такого личного, окутанного волшебным туманом. Нет ничего, цепляющего внимания: ни людей, ни явлений, для тех, кто давно ждал спасения от губительной действительности. А как женщина сначала приходит к мужчине с вуалью, скрывающей ее истинные чувства, а потом, уже ближе к концу рассказа, закрывает лицо газовым шарфом, не веря, что все могло так легко разрешиться, что это не сон.
Иван Бунин решил нас порадовать двойным набором огнестрельного оружия) Это впечатляет...
Поздний час, The best
Бунин, как и Набоков, решается затронуть тему тоски по Родине и всему, что с ней связано. Эта прогулка по так изменившимся улочкам, где мост, дома, все вокруг окаменело, состарилось и покрылось пылью. Поход в музей, а может и на чердак, где лежит никому не нужное забытое старье...
И та, кому хотелось поклониться в знак благодарности за счастье от любви, погибла, оставила после себя пустоту в сердце, унеслась в «город мертвых».
Поздно, слишком поздно...
Темные аллеи
Тяжело испытывать муки терзаний из-за понимания бессмысленности прожитой жизни. А все могло сложиться по-другому... Если бы я был смелее... Если бы мы сделали следующий шаг...
От поэтических строк о темных аллеях осталась лишь ошметки грязи, налипшей на одежду за все прошедшие годы, да житейские обязанности, и не испытать больше того светлого огня любви и необъятного счастья. Юность и первая любовь всегда лучезарна и кажется такой далекой...
Руся
Ого! Теперь револьвер оказывается в руках полоумной матушки влюбленной девушки! Мои ожидания увидеть собаку с оружием в руках, тявкающую «Руки вверх!», становятся все более осуществимыми)
Маруся - горькая, любимая, упрямая, стала предметом первых сердечных терзаний в юности у главного героя, который на момент повествования находится в отношениях уже с другой женщиной. Рассказ прекрасен романтичными мотивами и смыслом, заложенным в нем. Не зря поется в одной песне: один раз в год сады цветут... Настоящая любовь бывает лишь раз.
Волки. The best
По-своему задорный рассказ - малютка в сборнике у автора. Прочитав его, сразу возникли ассоциации на стихотворение Высоцкого «Идет охота на волков», где красные флажки, будто факелы, предупреждают их об опасности, но в тоже время и манят пылающим пламенем. Любовь способна не только согреть, но и спалить, оставить после себя раны, порой незаживающие и вечно кровоточащие. Шутить с ней - себе дороже.
Антигона
Неприятный рассказ, отвратный главный герой, противная ситуация...
И опять мужчина выходит сухим из воды, из каши, которую сам же и за варил из-за своих неуемных плотских желаний. Павел (значение - «скромный», но этот эпитет к нашему герою никак не подходит, иронично выходит) не питает к Катерине (значение - «чистая») ничего, кроме пошлых, скотских чувств. Этому подтверждение и заинтересованность ее стройными ножками, и сведение к нулю ее душевных качеств, характера, ведь главное, что они ночуют по - соседству! «Вероятно, очень блюдущая себя и знающая себе цену стерва. Но до чего хороша!» Каково? А как они прощаются? Павел, как будто выбежал за поручением, даже в глаза ей не посмотрел. Поведение, не достойное мужчины....
Интересный момент: их первая близость случается в библиотеке, среди кладезей духовных ценностей. Это как небо и земля, рай и ад, грязь и чистота, падение и одухотворенность.
Ги де Мопассан, которым зачитывается главная героиня, пишет о любви, но она пестрит неприглядной правдой без ванильных мотивов. Там и насилие, и проституция, и многое другое. Екатерина - прототип персонажей Мопассана.
Антигона - очередная художественная деталь для появления параллелей. Значение имени - «противящаяся рождению». Это девушка из мифов, разделившая с отцом все тяготы жизни. Она является символом родственного долга. И тут опять противоположности рассказу. Екатерине приходится уйти из семьи, где она была ценима и по-своему любима, и при этом из ее уст звучит откровенная ложь о бедах своей собственной семьи.
В Париже. The best
Прелестно показано одиночество человека из России среди чужих, не понимающих его французов. Улицы Парижа окрашены тысячью оттенками серого, и только кафе, где Николай найдет любовь, купается в теплых оттенках. Два огня посреди густой тьмы нашли друг друга. Так мы ищем себе вторую половинку среди миллионов неподходящих к нам фрагментов. То же значение имени Ольга - «светлая», а Николай - «победитель народов». Прошлое и настоящее Ольги и Николая отчаянно перекликаются между собой, походя друг на друга во многих моментах.
Натали. The best
Еще один рассказ об упущенной настоящей любви, о различиях между плотской и духовной любовью. До последнего слова тлела надежда на их воссоединения даже спустя долгие годы. Я чувствую, что по первой странице могу отличить рассказ Бунина от произведений других авторов. Это возможно сделать не только по авторской символике, часто повторяющимся эпитетам, но и по печальным концовкам. И эта история не обошлась без него - Натали погибла на Женевском озере, имеющем вид полумесяца, преследующего их тихую и беспорочную историю любви. Зарождающийся месяц был знаком свыше. Им суждено быть вместе.
Камарг. The best
Иван Бунин развинчивает множество мифов в своих произведениях. Например, кто сказал, что камаргианка, или простая, небогатая девушка, не может быть привлекательна и душой, и телом? Все произведение основано на противопоставлениях: бедность и красота, верхняя черная и нижняя белая юбка у девушки, необычайная экзотическая внешность - цыганско-испанское тело, золотисто-карие глаза и индусские руки. Одним словом, недооцененный драгоценный камень!
Сто рупий. The best
По замыслу и примененным художественным средствам «Сто рупий» напоминает предыдущий рассказ. Земная женщина как существо воспевается, представляется греческой богиней в «яркой зеленой ткани» с «дутыми золотыми кольцами в ушах». Последние слова, сказанные по-английски, как бы возвращают читателя и рассказчика к реальности, спускают с небес на землю.
Месть. The best
Сколько не возвышай любовь, ее грязная сторона никуда не денется. Бросивший тебя мужчина останется навсегда предателем, растоптавшим твои чувства. Боль и желание отомстить останутся просто приземленными горестями обычной «бабы». Какая уж там Медуза или Немезида!
Меня тронула то, каким способом автор связал внешнее описание женщины с ее душевным состоянием. Черные волосы, красное с черным платье, общий мрачный, странноватый вид против розовой сорочки и желания остаться наедине со своими горестями. Даже тот факт, что она сохранила обручальное кольцо от прошлого брака, отмечает ее чувствительную натуру. И тут Иван Бунин дарит персонажу говорящее имя - Мария («печальная», «горькая»).
Тоже интересный прием - появление схожести в манере говорить между главными героями в момент налаживания контакта. Мария, сама того не замечая (но мы то все видим!), начинает давать ответы на вопросы в двойном объеме, по типу: «Да, да», «Можно, можно». Мужчина два раза (про себя и вслух) произносит «Так, так».
Часовня
Писателю надо было взять за свой девиз эти строки: он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя... Стоп, а, может, он и так придерживался этой мысли всю свою жизнь? Его творчество говорит само за себя. Ну ладно, лирическое отступление...
Не ожидала увидеть НАСТОЛЬКО короткий рассказ. Не всем удастся показать свой талант через полстраницы текста, далеко не всем. И Бунин решается на такое дело...
Скажу, что ему оно удалось, но эта вещь (рассказом не хочется называть) абсолютно ничего не вызвала внутри меня. Как будто стакан воды выпила. Ни холодно, ни жарко от этого.
Дети, чистые листы бумаги, еще не ясно их будущее, от чего они сгорят и превратятся в пепел: от несчастной любви или от старости? Странно воспринимается возможность ухода из жизни в таком молодом возрасте, становление соседом по кладбищу бабушкам и дедушкам. Жизнь продолжается наяву и «в синем море неба», но здесь сверкает алмаз солнца, а оттуда тянутся холодные струи тьмы.
«Мадрид» и «Второй кофейник»
Объединенные одной темой переосмысления жизни падшей женщины, эти рассказы напомнили мне недавно прочитанную повесть Александра Куприна «»Яма». Непроглядные, не дающие рассмотреть хоть какой-нибудь выход из этой ситуации, замкнутого порочного круга. Истории падения и даже неграмотность речи заставляют поразмыслить о неожиданных поворотах судьбы. В «Мадриде» восемнадцатилетняя девушка попадает к мужчине, оказавшимся таким же мошенником, как и тот, бросивший ее. Он прочит ей безмятежную жизнь содержанки состоятельного человека, и называет это идиллией. Имя девушки - Полина - означает «маленькая» или «малышка». Ее развитие остановилось в совсем еще детском возрасте. Как грустно, на самом деле... События обоих рассказов, словно еще один виток спирали, повторяют уже прожитые события, навсегда отпечатавшиеся в сердце.
Далее идут рассказы, о которых невозможно выжать полноценные впечатления, они отрывочны и максимально неточны
«Речной трактир» ставит спорный вопрос перед читателем: не все ли равно, чем и как счастлив человек? В контексте рассказа для меня это утверждение на корню неправильно. Героиня произведения марает свою чистейшую душу, проводя время в кабаках. Будет не до шуток, когда с ее глаз слетит маска, и она перестанет считать своих «друзей» милыми и забавными. Так что в некоторых случаях пускать под откос свою жизнь, садиться в машину со сломанными тормозами не стоит, даже если эти мгновения принесут тебе щепотку радости и счастья.
«Кума». Опять же много церковных деталей: друг мужа - собиратель икон (взял и решил приобрести еще один экземпляр - жену друга, отсюда и постоянное освящение образа любимой женщины, осталось только нимб над головой подрисовать), и самое яркое его воспоминание - крещение ребенка в церкви, в котором женщина была в невинно белом платье с жемчужным крестиком.
Кумовство, вид неродственной связи ставится в сравнение с любовью.
Начало. Увидела параллель с рассказом «Волки». Тут у нас есть волчонок, от которого стало чудесно вонять зверем. То есть возможность испытывать любовь, предаваться этому чувству, растет с каждым днем.
Весной, в Иудее. Жаль, что Аид не прикончил рассказчика... За такого рода предательство (Аид его накормил, приютил и что получил взамен?) личностного характера любой родитель может шею кому угодно свернуть. Иудея от Иуды - предателя Иисуса.
Ночлег. Отвратная история. Показана попытка извращения марокканцем пятнадцатилетней девочки, скрытое предательство единственного родного человека из семьи, купленного за деньги и помощь от собаки, предчувствующей что-то недоброе с самого начала. Тема вечной верности собаки, в отличие от людей, поднимается не только здесь.
Баллада. И опять... снова и снова... образ волка кочует из рассказа в рассказ, и смысл в этом один и тот же.
Степа. Вторая отвратная история из списка. Читаю и хочу вытереть пальцы от этой мерзости, пропитавшей чернила. Сама ситуация просто морально унижает женщину.
Мало приятного в том, что девочка шестнадцати лет принимает мужчину в дом, который кажется ей посланным Богом. Понимаете, какая доверчивость и невинность помыслов? А он ей врет и преспокойно едет к другой женщине. Просто супер...
Значение имени Степан - «корона», указывает на тщеславие и гордость, непринятие в расчет чувств других людей.
Красавица. Мне не хватило объема для раскрытия замысла. А как раз замысел хорош: какое место в жизни ребенка занимает мать, и как отношения между взрослыми людьми влияют на детей. Сказать больше нечего, к моему сожалению.
Дурочка. Больно читать подобные вещи из-за несправедливости происходящего в них.
Смарагд. Изумруд, или смарагд - камень истинного видения и интуиции. Что-то предостерегающе кольнула внутри девушки, появились сомнения насчет правильности ее поступков. Анатолий своим обращением к Ксении, распущенностью и незаинтересованностью ее сокровенными мыслями показывает свое истинное равнодушие к девушке и несерьезность намерений. Благо, Ксения это вовремя осознает и убегает.
Визитные карточки. Девушка, чье имя и отчество не имеют особого значения (словно автор сам хотел не раскрывать подробностей и быстро сменил тему), чьи мечты, даже самые пустяковые, разбились вдребезги, принимает образ одинокой чайки посреди реки жизни. Она «не знает, что с собой делать в этой пустыне великой реки и осеннего серого неба». На визитной карточке указывается выжимка нужной информации об ее владельце, но героине рассказа не на что их приобрести, да и незачем. Ничего стоящего не произошло за все эти годы, а песчинки все падают и падают, и надежда на светлое будущее улетает вместе с ними...
Галя Ганская. И вот опять же, больше негатива осталось внутри меня, нежели чего-то положительного. Вечные описания плотской любви, «страдания» из-за невнимательности к чувствам женщины. Как проблема «отцов и детей», неувязки между женщиной и мужчиной, видимо, тоже всегда будет существовать. Но Бунин слишком часто в своих рассказах давит на это больное место. И каждый раз из таких переворотов сухим из воды выходит именно мужчина. А его «страданиям» на словах я не верю...
Генрих. От души говорю: рассказ интересный. Проведем «вскрытие» сочетания имени и отчества - Елена Генриховна. Елена - «светлая» или «факел». Генрих - «властелин двора». Беря во внимание сюжет рассказа, эти имена подходят женщине как нельзя кстати, ведь она стала властительницей сердца мужчины и затмила своим светом остальных женщин. У Генрих греческая прическа, янтарно-коричневые глаза и тонкие черты лица. Вылитая Елена Троянская - прекраснейшая из женщин. Схожий образ можно встретить в короткой зарисовке «Сто рупий». Елена Генриховна - богиня, с которой несравнима Надя, юная, но изворотливая, и Ли, тонкая, длинная, одетая во все черное. Детали, относящиеся к аду и оттенкам красного сигнального цвета, предвещают трагическую развязку.
Зойка и Валерия. История оставила после себя горьковатый привкус. Насколько различается отношение к двум девушкам... Зойке, малолетней шалунье, не требующей многого, но не отступающей от своего предмета обожаний, и Валерии, статной барышне, водящей за нос мужчин. Григорий лишился покоя, когда мог вполне благоразумно устроить свою жизнь через несколько годиков с Зоей. Любовь зла...
Таня. Сюжет доказывает возможность возвышения или роста чувств между мужчиной и женщиной, но... Опять это "но"! Разве нормальный, адекватный человек так поступил? Тебя изнасиловали, попользовались и кинули на все четыре стороны, твои чувства не принимают в расчет, а ты носишься за ним, ухаживаешь и, типо, любишь... Кому нужна такая любовь? Разве она так возникает?
Содержит спойлеры91,4K