Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Thousand Autumns of Jacob De Zoet

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним9 октября 2021 г.

    Это моя четвёртая книга у Митчелла. Чистый восторг, наслаждение и радость новой встречи! Митчелл не просто хорош. Он хорош по-особенному. Прочесть одну его книгу, значит, пройти по кромке океана и только обозреть бескрайность простора. Не вернуться к другим его работам - все равно что оставить сокровища, тайны и глубины-глубины-глубины митчелловского океана не увиденными, не прочувствованными. Всё равно что себя обокрасть!

    Я уже писала, что особенность книг Митчелла в единстве художественного пространства и законов, по которым живёт мир на страницах. Даже герои умудряются возникнуть то в одном времени, то в другом. Делает ли это сюжеты похожими? Ничуть! Щепотка магии - и мир Митчелла приобретает красочность, непредсказуемость, выпуклость, точь-в-точь настоящий. Щепотка магии - здесь в прямом смысле.

    Книги Митчелла написаны в разных жанрах - от триллера до исторического романа. Жанры могут быть смешаны и в пределах одной книги простым методом склейки глав (чаще именно так).  Это крайне увлекательно, когда находишься внутри.

    "Тысяча осеней Якоба де Зута" - книга о Японии на рубеже 18-19 вв, какой её увидел Митчелл и воплотил по законам своего мира. Здесь быт фактории Дэдзимы, расположенной в порту Нагасаки, тонкости существования голландской Ост-Индской компании, взаимодействие европейцев и японцев, сложности перевода, красота востока, безжалостность океана, неразделенная любовь, разбитые сердца, погони, монастыри, кладбища, боги, Бог и Богиня.

    Эту книгу лучше читать не первой и не второй, четвёртой - в самый раз, а можно и позже. Нужно полюбить Митчелла, понять его мир, проникнуться его героями и только тогда браться за "Тысяча осеней". Это снимет непонимание с многих деталей, брошенных автором в этой книге непосвященному покажется - вникуда. Например, станет понятно, что необычное рождение ребёнка в самом начале - не просто первое знакомство с несколькими главными героями. В этой сцене Митчелл открывает читателю один из главных принципов своего мира, а поймут только посвящённые. Раскрыться тайна этого рождения может вообще не в этой книге. И не в этом времени. И не в этом пространстве. Звучит как что-то далекое от реального мира? А начнёшь читать - нет ничего реальнее, полное погружение, в любом времени и пространстве.

    Сумасшедшее мастерство - писать так, чтобы восторг от каждой книги в отдельности и чтобы после каждой прочитанной глубина понимания художественного мира целиком возрастала. И чтобы хотелось читать ещё. И перечитывать, чтобы понять и рассмотреть первое - недопонятое из-за нехватки опыта.

    Какой контраст, скажем, с Бакманом, у которого вроде тоже один мир и одни законы, а после четвёртой книги подряд - утомленность и пресыщение игрой на трех аккордах. И сами по себе, в отдельности книги Бакмана ничего же, просто похожи, как близнецы. У Митчелла не так. Он так глубок, что, чем больше его узнаешь, тем глубже хочется копать. Но и смаковать хочется. Поэтому остальные непрочитанные я буду экономить.

    Митчелла продолжаю рекомендовать всем. Но перед "Тысячью осеней" лучше все же прочесть парочку других его книг. Так погружение будет более комфортным.

    7
    656