Рецензия на книгу
The Constant Rabbit
Jasper Fforde
Аноним8 октября 2021 г.Узнаваемо, смешно и страшно
"Вечный кролик" - это тот самый Джаспер Ффорде, знакомый по миру Четверг Нонетот, но в то же время непривычный и немного другой; взрослее, что ли. Теперь не просто литературная игра ради игры: "Кролик" настойчиво обращает внимание на нашу реальность. Да, здесь есть знакомые по циклу "Четверг Нонетот" штучки Ффорде, вроде эпиграфов, представляющих собой отрывки из выдуманных текстов, написанных выдуманными людьми. (Причем цитаты эти иногда напропалую спойлерят дальнейший сюжет.) Или вот ещё одна особенность Ффорде - прячась за маской очевидца, пишущего заметки на основе реальных событий, он умудряется рассказывать о самых невозможных фантастических допущениях с такой достоверностью, что остается только махнуть рукой да и поверить во все эти чудеса. "Кролик" начинается со сцены, достойной широкоэкранного кино, что-то вроде эпизода из шпионского блокбастера. Персонажи должны уложиться в шесть минут, дабы выполнить некую миссию; при этом они пользуются кодовыми именами, позаимствованными, кстати, у британских премьер-министров. Впрочем, быстро выясняется, что миссия состоит не в ограблении банка или похищении секретов крупной корпорации. Просто Питер Нокс и другие волонтеры из Муч Хемлока на досуге занимаются Скоростным Библиотекарством. Принять, выдать и продлить двухнедельный объем книг - и всё это за триста шестьдесят секунд. Если читатели, наблюдая за этим Блицкнигом, готовы поверить в систему, вызванную к жизни нещадным урезанием бюджета, то почему бы им не пойти дальше и не поверить в очеловеченных кроликов?
Дальше - больше: кролики не только разговаривают, но и одеваются как люди, причем отдают предпочтение стилю "а-ля Беатрис Поттер"; а ещё они любят подержанные автомобили и классическую литературу. Можно было бы, конечно, счесть описываемые в книге взаимоотношения кроликов и людей комическим прецендентом из серии "что, если". Но сами герои, размышляя ближе к середине повествования на тему Спонтанного Очеловечивания, выдвигают предположение, что то была не просто шутка высших сил, а злая сатира. На месте очеловеченных кроликов могли оказаться любые инакомыслящие и непохожие на большинство - было бы на кого сваливать все неудачи и над кем устанавливать своё превосходство. С автором сей сатиры ещё можно поспорить, наблюдая, как он исподволь приукрашивает характеры и обычаи кроликов - Ффорде сделал своих говорящих кроликов действительно разумными, понимающими и всепрощающими. Но вот человеческое общество, расколотое по тому или иному признаку - расовому, национальному, культурному или даже экономическому - Ффорде изображает с беспощадной точностью. Взять хотя бы поведение Питера Нокса, от чьего лица ведется повествование. Согласно хронологии "Вечного кролика" Очеловечивание произошло больше полувека назад, и это значит, что всю свою сознательную жизнь Нокс живет с теми предубеждениями, что связаны с появлением разумных кроликов. Разве придет ему в голову возмущаться, когда при нем рассказывают едкие анекдоты о кроликах, или открыто выступать за права спонтанно очеловеченных? Нет, Нокс - тот самый середнячок, который старается не ввязываться в проблемы. Он просто живет в маленьком городе одного из графств Великобритании, растит дочь и на досуге участвует в Скоростном Библиотекарстве. В том, что благодаря своей способности различать кроликов он устроился работать в Крольнадзор - службу, "присматривающую" за кроликами - Нокс тоже не видит ничего дурного. Пока в один распрекрасный день, как раз посреди Блица, судьба не подбросит ему встречу со знакомой крольчихой из прошлого...
Узнаваемо, не правда ли? Большинству не придет в голову яростно бороться за чьи-то там права, пока дело не коснется их лично. Осознание масштабов происходящего происходит постепенно, а Ффорде между тем умудряется и в описание своей новой, кроличьей вселенной добавить смешные эпизоды, отсылки к любимым книгам и кинофильмам. Правда, его фирменный юмор иногда получается черным. Скажем, какие ассоциации может вызвать словосочетание "потушить кролика" в среде, где кролики ратуют за свои политические свободы? Можно подумать, что это какое-то сленговое обозначение физической расправы над неугодным кроликом. А потом оказывается, что понимать фразу следует буквально, и кролика действительно потушили - живьем, в огромной бочке, не забыв про лавровый лист и другие приправы. И смешно, и жутко; а между тем ничего особо нового в идее противостояния "своих" и "чужих" в книге Ффорде нет. Не только потому, что подобный сюжет уже был разработан автором в серии о Четверг Нонетот - только тогда речь шла о неандертальцах. Просто цивилизация накопила громадный опыт такого противостояния, когда одни люди веками принижали, отказывали в необходимом, да просто физически уничтожали - вплоть до сожжения на кострах или в печах - других людей. И руководствовались при этом самыми благими намерениями, полагая себя "хорошими парнями", действующими из правильных побуждений. Из одного-единственного фантастического допущения Джаспер Ффорде в своей книге выстраивает глобальный мысленный эксперимент, в котором читателям всё так знакомо - нужно только заменить слово "кролик" каким-либо другим. "Фактор кролика" или "постоянная кролика" (именно такой смысл следовало бы вложить в перевод названия книги) - именно тот ключевой момент, с помощью которого автор показывает практически все актуальные проблемы современного и по-прежнему неидеального общества.
11275