Рецензия на книгу
Go Set a Watchman
Harper Lee
Аноним7 октября 2021 г.Убийство Бога (Возможны спойлеры)
"Сторожа" прочитала почти спустя 5 лет после "Пересмешника", практически забыв персонажей и сюжет первой книги. Но это не так важно. "Пойди поставь сторожа" не продолжение "Пересмешника", это совсем другая история совсем о другом. Не о несправедливости, не о расовой дискриминации. Это история об убийстве кумира, о смерти бога и позднем взрослении.
После прочтения книги прошло 9 месяцев, а я все еще иногда возвращаюсь к ней в своих мыслях. Именно поэтому я все-таки решила дописать рецензию, которую не смогла закончить еще 9 месяцев назад.
Для меня персонажи "Сторожа" никак не были связаны с персонажами "Пересмешника", это была другая Джин-Луиза, другой Аттикус, другая Кэлпурния и совсем другой город.Джин-Луиза, рано лишившаяся матери, воспитанная чернокожей женщиной и белым мужчиной, страдает страшной, по мнению окружающих, болезнью, она "не различает цвета". Люди для нее одинаковы вне зависимости от цвета кожи, и лишь их поступки определяют их. Так ее воспитали эти двое, кого она почитала идеальными людьми даже будучи уже совсем взрослой.
И в этой книге рассказывается именно об этом. Проблема расового неравенства, хоть и поднимается в "Стороже", но не является основной. Основной является смерть Бога, крушение образа святого в глазах маленькой взрослой женщины. И да, прочитавшим "Пересмешника" сложно винить Джин-Луизу в том, что отец до последнего оставался для нее святым. Но даже самые дорогие нам люди, кого мы любим беззаветно; лучше и важнее которых для нас нет - наши родители - не святые.Обычно, дети осознают это раньше, намного раньше. И это является одним из этапов взросления. Осознать, что твой родитель, которого ты представляешь буквально парящим на прозрачных крыльях и окутанным волшебной пыльцой, вовсе не сказочный персонаж. Ты осознаешь это, пугаешься, но принимаешь и продолжаешь любить родителя уже не волшебным героем, но человеком, со своими слабостями и недостатками.
Однако Джин-Луиза не прошла эту стадию в детском возрасте. И став уже взрослой женщиной, она по-прежнему видела отца сказочным героем, кумиром, Богом. И повторюсь, это вовсе неудивительно, если все-таки вспоминать "Пересмешника". Но такое не может продолжаться вечно. И в один день Джин-Луиза все-таки предстает перед реальностью. Бог, которому она поклонялась всю ее жизнь, умирает, сняв кожу и под ней обнаружив человека из плоти и крови.
И совершенно одно дело обнаружить, что твой молодой человек, не тот, за кого себя выдает. Но выяснить, что тот кого ты почитал Богом, вовсе не является таковым...Это то, что в первую очередь я увидела в книге. Конечно, проблема расовой дискриминации, и здесь не оставляет равнодушным: хочется кричать от злости, плакать, рвать страницы и снова кричать и плакать. Но не смотря на это, по моему мнению, эта книга все-таки о другом. Возможно, о чем-то менее важном, менее злободневном. Но почему-то по прошествии 9 месяцев я вернулась сюда, чтобы написать эту рецензию и поделиться своими впечатлениями и мыслями, которые оставались со мной все это время.
8395