Рецензия на книгу
Дом у кладбища
Джозеф Шеридан Ле Фаню
Аноним2 октября 2021 г.Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. (Г. К. Честертон)
В такой восторг привела меня "Кармилла", что срочно понадобилось прочесть у Ле Фаню что-то еще. Выбор пал на "Дом у кладбища" и... В первых 30 страницах я уже запуталась. Какие-то люди, что-то происходит. Автор с самого начала окружает нас толпой главных героев, не утруждая себя лишними пояснениями.
Недавно я читала Остера "4321", и поначалу думала, что без блокнота не смогу разобраться в сюжетных линиях, но все же справилась. А вот с этой книгой ощущение, что зря не стала делать пометки, чтобы вникнуть во все хитросплетения отношений между персонажами, не оставляло меня почти до конца.
Умиротворяющие описания деревенской жизни, множество оригинальных персонажей, которых поначалу сложно запомнить, чисто английский юмор в диалогах. Все это прекрасно, если этого в меру. Но в избытке такие вещи быстро начинают наводить скуку, потому что сложно в этом всем уловить основную нить повествования. Что именно важного в том, что герои пересказывают друг другу кучу сплетен? К какой цели ведут описания абсолютно несвязанных между собой ситуаций и событий?
Намек на какие бы то ни было шевеления появился лишь после 200 страниц этого повествования. Появляется из ниоткуда какая-то мистическая дама в черном, предвестник болезней, исчезновений и убийств. Начинает более-менее прорисовываться некая детективная линия...
И вдруг все завертелось. Мертвецы возвращаются домой и пугают прислугу, в тихого пьяницу-подкаблучника словно вселяется дьявол, всплывают преступления из прошлого, появляется главный злодей - всемогущий и неуловимый.
Несмотря на то, что я рассчитывала прочитать произведение о чем-то мистическом и потустороннем, не могу сказать, что книга меня разочаровала. Повествование основывается на сопоставлении писем и документов, чудесным образом оказавшихся в руках рассказчика, и у него положительно получилось собрать из этих кусочков единое целое. Здесь и юмористические зарисовки, раскрывающие характеры персонажей, и любовные интриги, и тайна, до последнего покрытая мраком.
В процессе чтения сильно менялось отношение к героям. Так, например, доктор Тул казался поначалу сплетником, раздувающимся от чувства собственной важности лицемером, в то время как Мервин, казалось, должен быть главным героем - молодой аристократ, поселившийся в доме с призраками, прекрасный, меланхоличный и с таинственным прошлым. Но к концу повествования все развернулось на 180°. Мервин отошел на задний план, всю книгу плыл как-то по течению и восстановить свое доброе имя смог лишь благодаря действиям других людей и удобному для него стечению обстоятельств. А вот доктор Тул проявил себя храбрецом, готовым прийти на помощь и заступиться за женщину, а также великодушным человеком, сумевшим забыть старые обиды и прийти на помощь умирающему. Все же та вступительная часть повествования, которая сперва показалась скучной, была нужна как раз для того, чтобы донести до читателя в очередной раз непреложную истину: не все является тем, чем кажется на первый взгляд.
Я очень рада, что пересилила свое желание отложить книгу до лучших времен, ведь поначалу было не особо занимательно. Но по итогу произведение оказалось правда потрясающим, отчаянно рекомендую к прочтению.71,2K