Рецензия на книгу
Смерть Артемио Круса
Карлос Фуэнтес
Аноним25 сентября 2021 г.Сумеречная полоса
Нет, никогда Ты не допускал мысли, что существует только белое или только черное. Всегда, даже если это казалось невероятным, Ты в черном находил отблеск белого. Ты знаешь, что ни одна крайность не существует без своей противоположности: жестокость — нежность, трусость — храбрость, жизнь — смерть. Каким-то образом — почти инстинктивно, чутьем, в процессе жизни — Ты это познал и потому никогда не сможешь походить на них, на тех, кто этого не знает. Понятно, такое мироощущение не слишком удобно, даже стеснительно. Гораздо проще было бы сказать: вот добро, а вот зло. Зло. Тебе трудно его определить. Может быть, потому, что мы, мексиканцы, не так сильны и не хотим, чтобы стерлась сумеречная, переходная полоса между светом и тенью — та полоса, где всегда можно найти себе оправдание.Артемио Крус - бывший революционер и нынешний мексиканский миллионер. Выбился из грязи в князи и построил финансовую империю идя по головам, обманывая и предавая. Он любил свободу и власть. Он обладал невероятной жизненной силой и умом. Теперь он умирает в окружении людей, которым от него нужно только завещание. Автор не оправдывает и не осуждает его. Он пускает читателей внутрь сознания сеньора Круса, а все оценки оставляет на их усмотрение.
Я люблю все делить на белое и черное. Но тут у меня не получилось. Карлос Фуэнтес заставил меня заглянуть в сумеречную полосу, где противоположности едны, где нет простых ответов и каждая судьба сплетена из разноцветных нитей.
Конечно, "правильные" ответы есть. И Артемио Крус вспомнит, как и когда он должен был поступить. Поступить правильно и умереть. Как умерли многие люди, чьи имена он перебирает снова и снова. Они мертвы, а он каждый раз выбирал жизнь. Выбирал борьбу, правила которой незыблемы и не им придуманы. Но все-таки... Все-таки думает ведь он, что "есть нечто более страшное, чем труп на дороге, чем могила из льда и солнца, чем навсегда раскрытые глаза, выклеванные птицами"....Ведь рад же он, что его сын выбрал для себя другую судьбу, стал тем, кем мог бы быть Артемио Крус, и погиб где-то в Пиренеях, потому что "в Испании существует фронт, и сейчас это единственный фронт". Ведь останется же прощание с сыном его единственным полностью светлым воспоминанием, которое будет снова и снова возвращаться к нему до самой смертиВпрочем, эта книга вмещает в себя гораздо больше, чем столкновение идеалов и действительности. Судьба, свобода, власть, неотвратимость смерти, бренность всего материального, одиночество, прощение (и кому оно больше нужно), память, историческое наследие.... Здесь так много тем, что каждый раз, когда я пыталась определить для себя "что же хотел сказать автор", я попадала в бесконечный лабиринт смыслов. Думаю, я еще не раз буду перечитывать эту книгу и находить в ней новое. Но сейчас главной ее темой для меня стала "сумеречная полоса" - сложность и неоднозначность реальности, в которой противоположности не существуют друг без друга.
Мексика - цветущая и пустынная, испанская и индейская, католическая и языческая, так и не покоренная никем до конца - выступает в романе отдельным персонажем. Почти как Русь Птица-тройка у Гоголя. Чувствуется, что автор любит свою страну и переживает за нее. И судьбы его героев-людей определены смутной и кровавой, полной противоречий судьбой их родины.
Отдельное восхищение вызывает форма - повествование ведется от трех лиц и в трех временах. Я - умирающий Артемио Крус - в настоящем времени цепляюсь за жизнь, за гаснущее сознание и вспоминаю Его. Он - Артемио Крус, рожденный в нищете, участвовавший в мексиканской революции, ставший миллионером, - от третьего лица и в прошедшем времени идут воспоминания о прожитом. И будет еще один голос, обращающийся к Тебе, Артемио Крусу. Голос, который будет препарировать твою жизнь, мысли и чувства, напоминать о том, что хотелось бы забыть, показывать, какую судьбу ты выбрал, а какой она могла бы быть. Мысли, реальность, воспоминания перетекают друг в друга, перепутываются, и чем ближе конец - тем сильнее.
Надеюсь, я когда-нибудь смогу оценить слог Карлоса Фуэнтеса в оригинале, но даже в переводе он прекрасен. Неожиданные - почти как у Набокова - фразы, которые, заставляют замедлиться, подумать. Практически каждый абзац хочется выписать в цитаты и долго-долго искать разные глубинные смыслы.Хотя "Смерть Артемио Круса" - это поток сознания умирающего человека, она каким-то образом ухитряется быть жизнеутверждающей. Даже при смерти Артемио Крус чувствует свое единение с миром, который был до него и останется после, в котором в разгар любых войн продолжают петь птицы и рождаться дети. В конце концов, в сумеречной полосе жизнь и смерть не существуют друг без друга.
P.S. Составитель аннотации к изданию в серии "Книга на все времена" не умеет читать. В тексте много раз повторяется, что Артемио Крус был каррансистом. Назвать его "соратником Панчо Вильи" - это все равно что какого-нибудь Ворошилова - соратником Махно.
Настоящие соратники Панчо Вильи Круса почти расстреляли однажды. Это, на секундочку, один из ключевых эпизодов романа был141,1K