Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Eleanor Oliphant is Completely Fine

Gail Honeyman

  • Аватар пользователя
    Аноним24 сентября 2021 г.

    Мысль о том, что книга, возможно, мне не понравится, появилась уже на первых пяти страницах. На пятидесятой я точно знала, что положительной оценки она не получит, и даже в нейтралитете может не удержаться.

    Сюжет показался вторичным, возможно оттого, что перед этим был прочитан «Белый олеандр», где мать тоже совершила преступление и продолжает абьюзить дочь, тоже есть глубоко одинокая девочка с психологической травмой, все детство проскитавшаяся по приемным семьям и имеющая проблемы с социальными связями и адаптацией в обществе.

    Но в отличие от «Белого олеандра», стиль повествования «Элеанор Олифант» легкий, чтоб не сказать поверхностный, напоминает романтическую комедию. Героиня с флером несуразности в духе Бриджит Джонс удивляется в баре, что должна сама наливать себе напиток в стакан. Местами нудит (как сейчас говорят «душнит»), по любому поводу готова прочесть нравоучительную лекцию или задать обескураживающий вопрос. Она невнятная, скучная, у нее страшная психологическая травма, на которую автор намекает всю книгу. Еще у Элеанор не все в порядке с психическим здоровьем вследствие пережитого в детстве. Но при всем при этом ей не хочется и не получается сопереживать, она вызывает скорее отвращение, чем сочувствие. Да и наблюдать за ее жизнью, мыслями и поступками откровенно неинтересно.

    И я не понимаю, как можно за выходные выпить в одно женское лицо несколько литров водки и не умереть, а через неделю повторить. А потом еще раз, и еще, и так до бесконечности. Интересно, автор перед тем, как наделить героиню такой суперспособностью сама водку пробовала? А то сейчас какая-то мода у иностранных женских персонажей любить русский напиток и пить его не морщась и не закусывая.

    Во второй части книга резко меняет настроение. Автор решает сгустить краски, нагнать депрессивности и черных мыслей, ведь произведение близится к концу, а Элеонор по-прежнему Бриджит Джонс на минималках. Ладно, нате вам трагедии: героиня голая (почему?) валяется на полу, она эмоционально раздавлена (так и не поняла, что послужило триггером), выедает себе мозг «я ничтожная, никто меня не любит, жизнь боль и тлен» и хочет умереть. Но смотрится это игрушечно, раздражающе неправдоподобно, в какой-то момент даже начинаешь хотеть, чтоб она, в конце концов, прервала уже свои (и твои читательские) мучения.

    Финал фееричный – Элеонор излечивается от депрессии и автоматом от алкоголизма, возвращается на работу, где её все резко полюбили и начали ценить. Ага, всегда смеялись за спиной, иногда открыто в лицо, а теперь вдруг из человека-невидимки она становится всеобщей любимицей. Без каких-либо усилий с ее стороны. Наверное, это все-таки сказка.

    79
    1,6K