Рецензия на книгу
Эквилибрис. Монструм
Полина Граф
Аноним19 сентября 2021 г.Писать первую не положительную рецензию на книгу – это так волнительно :D
Окей, должна сказать, что я вообще не собиралась читать «Монструм» в ближайшее время, потому что это только первая часть, а остальные неизвестно когда выйдут, и потому что аннотация меня не зацепила от слова совсем. Я просто кликнула по обложке на букмейте, думая, что увеличу ее и рассмотрю получше, а вместо этого у меня загрузилась и открылась сама книга. Ну и как тут не начать читать?
В общем, да, мне не понравилось. Из минусов:
1) Эта книга такая… в плохом смысле фанфиковая. Мне от нее повеяло диким мейнстримом. Все описания внешности очень фанфиковые: даже если персонажу за тридцать или он с шрамами, то все равно он обязательно аккуратный и красивый. А еще все конечно же замечают друг у друга малейшие оттенки цвета глаз. И почему здесь вообще у всех персонажей есть шрамы?
Сами герои тоже клишированные. Макс, который потерял память, - очень удобно, потому что ему приходится объяснять законы мира и при этом ему не нужна личность или особенности поведения кроме «ой, я 24/7 в замешательстве». Стефан, весь такой пафосный и умелый и много о себе думает, но делает вид, что ему нет дела до всего этого дерьма и он хочет откосить от любой ответственности. Если бы автор подтрунивала над тем, что он много о себе думает, это бы лучше воспринималось, но тут скорее: ух как он хорош, ух как он всех перехитрил, ух какой же он трагичный в глубине души! Мне кажется, что текст в целом слишком серьезный, как будто автор сидит и думает: надо бы еще пафоснее и с большим надрывом писать!
2) Мне вообще не нравится сеттинг, поэтому я сначала не собиралась читать, но и прописан этот сеттинг тоже плохо. Описание всех вещей в этом новом непонятном мире крайне расплывчатое: вот у нее была крутая светящаяся хрень, а вот там были непонятные разноцветные знаки, а вот здесь был монстр, который истекал чернью, а вот у нее фиолетовые глаза, а этот чувак планета, но выглядит как мужик. Редкие моменты позже получают объяснение, но все же большинство – нет. Законы мира и магии непонятны. Такое ощущение, будто тебе рассказывают детектив в мире, о котором ты ничего не знаешь, поэтому при каждом сюжетном повороте у тебя нет чувства, как автор круто все придумал, а ты не догадался, у тебя просто нет шансов догадаться, ведь ты не понимаешь, что возможно и допустимо в этом мире, а что нет, не знаешь его предысторию за исключением буквально пары моментов (тоже довольно расплывчатых). Весь сюжет – это просто «некогда объяснять, бежим орем». О том, как работает какой-то аспект местной магии, мы узнаем либо за пару страниц до того, как он применяется, либо уже после, но это всегда выглядит так, будто автор придумала что-то, сразу запихнула и сразу объяснила, нет выстраивания логической схемы или подготовки к будущим поворотам.
Еще меня постоянно раздражало, что герои объясняют друг другу очевидные для них вещи, чтобы рассказать об этом читателю. Иногда они даже думают про себя «да, да, я это все знаю, зачем он, душнила, мне это рассказывает?» Автор не умеет вписывать инфу по миру так, чтобы это было естественно.
— Мемора, тебе также нельзя здесь находиться. — Он старался говорить учтиво, но сквозивший в голосе яд все портил. — Хоть ты и звезда, посланная Люксорусом наблюдать за Землей от лица Верховной Света, но вмешиваться в собрания Тринадцати не имеешь права.Звучит ужасно неестественно. Все в этом зале знают, что она звезда, которую назначили следить за Землей, никто не стал бы озвучивать это вслух, это написано только ради читателя. Ну можно же было сделать хотя бы так:
— Мемора, тебе также нельзя здесь находиться. — Он старался говорить учтиво, но сквозивший в голосе яд все портил. — Ты не имеешь права вмешиваться в собрания Тринадцати.
Мемера была звездой, посланной Люксорусом наблюдать за Землей от лица Верховной Света, но… бла-бла-бла.Даже в авторской речи это уточнение прозвучало бы более естественно.
Или еще пример:
— А по-другому нельзя? Этот способ для приземленного… не совсем безопасен.
— Ты сам знаешь, что это самый быстрый путь для выявления большинства из свойств эфира.Зачем, ну зачем здесь фраза «ты сам знаешь»? Если он знает, то зачем ты это говоришь?! Если просто убрать эту фразу, диалог сразу начинает звучат более логично.
И вот такие моменты встречаются ПОСТОЯННО и каждый раз ломают тебе погружение в мир.
3) Слог вообще ужасен. У меня было ощущение, что текст почти полностью состоит из клише и канцелярита, каждую фразу я как будто уже где-то читала, причем не один раз, не было ни одного момента, где я бы подумала: о, круто и оригинально сказано! А еще язык частенько казался нарочито пафосным и возвышенным. (И много заместительных, хотя и не худший случай.)
Я рефлекторно выхватил стрелу из колчана и выстрелил, благо навыки позволяли делать это быстро и практически без промаха.
Едва я поставил блок, как по моим рукам был нанесен яростный удар.Кто вообще использует пассивный залог в экшн-сценах?! Звучит как полицейский отчет, честное слово.
4) Автор косячит в попытках раскрыть персонажей. Я жутко фейспалмила от сцены, где герои играют на секреты. Это ярчайший пример того, когда ты не знаешь, как вписать в сюжет то, что у какого-то персонажа есть вот такой секрет, потому что у него не подходящий характер, чтобы с легкостью этим делиться, а герои еще не слишком близко знакомы для разговора по душам. Эта сцена выглядела как очень топорный способ заложить на будущее конфликты всех персонажей.
Или, например, совершенно провальная попытка намеками показать, чья душа в итоге окажется у Макса. Поскольку нам дают чуть ли не единственный урок истории за всю книгу, догадаться, к чему он здесь (не просто же раскрыть мир, лол? его надо раскрывать?), можно мгновенно. И в конце, когда все такие: о боже, так вот чья это душа, вот это неожиданно, вот это поворот, ты сидишь с лицом лица, ведь это же было очевидно чуть ли не с самого начала.
Из плюсов… ну, в последней трети книги автор расписалась, и мне понравились многие диалоги, они вышли очень живыми и яркими.
— Так тебе голову прострелили?
— Ага, — ответил Стеф, наконец поджигая сигарету. — Так что постарайся говорить короткими предложениями, а не как обычно. Я сегодня соображаю немного хуже, чем всегда.
— Что ж, я не особенно люблю эту планету, но так уж вышло, что я на ней немного застрял. Давай не будем усугублять дело созерцанием отвратительной природы Терры, где все жужжит, шипит и пытается изгадить обувь, и перейдем к делу.
— Мне кое-что нужно от тебя.
— Ну это естественно, по другому поводу меня и не зовут. Но, помнится, при последней нашей встрече ты называл меня «жадной до выгоды сволочью». — Поллукс обернулся к своему спутнику. — Не так ли, Меркурий?
— Именно так, луц, — смиренно вздохнул тот.
— Вышло некое недопонимание. — Стефан пожал плечами. — Ты будешь принимать сделку или нет? Ты бы не приперся просто так.
— Как видишь, мое бесценное время несколько обесценилось в связи с происходящим. Так что развлекаю себя как могу. Я в некотором роде альтруист. Ну давай, удиви меня, протектор.Стефан в итоге оказался единственным персонажем, в котором хоть что-то есть и за которым интересно следить. Он, конечно, пафосный и возвышенно трагичный, но жизнью веяло только от него.
На мой вкус, здесь прямо дофига ошибок начинающего автора. Я понимаю, что эта книга обречена на успех и хорошие оценки/отзывы, потому что она не полная хрень, а автор известная в определенных кругах личность, художница с артами и мерчем по собственной вселенной и куче разных фандомов, твиттерская, близкая к читателям и все в таком духе. Я просто очень надеюсь, что автор не решит, что бесконечные дифирамбы (многие от заранее знакомых с ней людей) значат, что дальше развиваться не нужно. Надеюсь, она будет прислушиваться к критике (не обязательно моей) и исправлять ошибки. Желаю, чтобы следующие книги были лучше!
P.S. Готова поспорить, что в дальнейших книгах будет гейская пара. Скорее всего, дальше я читать не буду (хотя кто знает?), но да, Стеф и Макс, смотрю на вас. Я все видела.
619,5K