Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
oantohina17 сентября 2021 г.«„Яма“ — это и Одесса, и Петербург, и Киев»
Свой отзыв я хотела бы начать с цитаты из романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», смысл которой полностью объясняет причину великолепия данной повести и моей недавно зародившейся любви к ней:
«Публика не способна понять, что в искусстве нет и не может быть моральных критериев. Искусство аморально, как аморальна и жизнь. Для меня не существует непристойных картин или непристойных книг - есть только картины и книги дурно задуманные и дурно написанные. Шлюха Тулуз-Лотрека вполне нравственна, ибо она являет нам ту красоту, которая кроется под ее отталкивающей внешностью; невинная сельская девушка у Бугро аморальна, ибо она до того слащава и приторна, что достаточно взглянуть на нее, чтобы вас стошнило!"Могу с точностью до сотых объявить, что «Яма» Куприна для меня стоит пока что на первом почетном месте из всех его творений. Эта повесть - разоблачение с грохотом отбрасывает ширму, скрывающую за собой самые неприглядные стороны общественной жизни. Но настоящая красота кроется в правде.
Душа вырывалась наружу при знаковых умозаключениях персонажей, сердце пыхтело все сильнее, походя на адскую машину, когда я понимала, что грядет что-то страшное.
Образ ямы. Значение ямы приобретает весь мир, отдельно взятая страна или город, Ямская улица, публичный дом и конечная, самая маленькая фигурка этой матрешки - женщина, куда сливаются все нечистоты. Весь мир - одна сплошная канализация. Эти развратные связи, словно телефонными проводами опутавшие всю Россию, на тот временной период можно просмотреть на примере занятных похождений господина Горизонта, занимавшегося торговлей женским телом. Его поддельная фамилия так и кричит нам о тех бескрайних далях, которые этот господин посетил, занимаясь грязными делами. Скорее всего, любая страна может «похвастаться» такого рода прегрешениями.
И осталась яма, куда попадают все люди без разбору - могила. Только в этой вечной тьме Женя смогла обрести душевное спокойствие.
"А все-таки, дети мои, ей в ее яме гораздо лучше, чем нам в нашей..."Декорации, отношение к публичным домам. Буквально с первых строк мы можем встретить описание обстановки публичного дома Анны Марковны. Достаточно богатый интерьер как-бы прикрывает всю подноготную этого заведения, как дама в годах пытается под тенями, штукатуркой и накладными ресницами скрыть трещины морщин и потухшие глаза. Малиновые обои с золотыми орнаментами, прямо как в дорогих ресторанах, зеркала в золоченых рамах, плюшевые стулья, фортепиано и, самое интересное, две картины Константина Маковского, чьи содержания перекликаются с судьбами девушек.
«Боярский пир»
На картине изображена русская свадьба XVII века. «Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым дают «советы» по поводу поведения в спальне».
«Купанье»
А вот здесь мы видим русалок. «Обнаженные, прекрасные, свившие телами чувственный вихрь, взлетающий к небесам и скрывающийся в лунном свете. Справа на пригорке видны церковные купола, но русалочий обнаженный «мост» в другую сторону движется».
Картины жестоко и даже несколько иронично намекают на то, что обитательницы публичного дома отдаются мужчинам иногда по 20 раз за ночь без каких-либо чувств и душевных привязанностей, без священных брачных уз. Также им не место в церкви, ведь где там верить в Бога, когда такое творится вокруг.
Отношение к публичным домам я разделила на три вида.
Первое основано на любопытстве и попытке самоутвердиться, примером которого может быть приезд Елены Ровинской. Хоть она и ведет вроде бы серьезные, наставительные речи, все равно эта женщина как-то неубедительно себя ведет, не заслуживает доверия. Едкие зеленые глаза, изумрудные кольца на пальцах указывают на ее хитрую натуру. Просто дамочка заскучала от роскошной повседневной жизни и решила вывернуть что-нибудь этакое.
Второе держится на всех мужчинах, протаптывающих себе дорогу еще в юности, по принципу «куда все, туда и я». Это центральное и основное отношение трудно, но возможно изменить. Вот почему автор посвящает повесть матерям и юношам.
Платонов является представителем третьего отношения к домам терпимости. Впервые увидев эту фамилию на страницах книги, я сразу вспомнила Платона Каратаева из «Войны и мира», мудрого человека, своеобразного наставника Пьера Безухова. В принципе, их роль в произведениях одна и та же - открыть окружающим и читателям глаза на происходящее здесь и сейчас.
Главная героиня - Женя. Эту своенравную, гордую и прямолинейную девушку можно поставить в один ряд с такими сильными персонажами, как Скарлетт О Хара и Анна Каренина. Она является единственным обитательницей публичного дома, которая в душе не является ребенком. На это указывает ее наставительное обращение «дети мои» к остальным девушкам (в такие моменты она походит на пророка). Эту особенность перенимает от нее Тамара в конце повести. Только Женя осознает всю безвыходность их ничтожного положения и решает в итоге идти на некоторые отчаянные поступки, что говорит о ее решительности и самоотверженности. Несомненно, этот персонаж достоин внимания.
Во время прочтения в голове возникали некоторые вопросы масштабного характера: насколько проблема данного произведения развита в наше время и кто вообще страдает в мире больше, женщины или мужчины? На первый вопрос ответить, наверное, легче, чем на второй - там уже приходится нелегко, можно влезть в дебри феминизма, а это тема спорная)
Я рада, что познакомилась с «Ямой» Александра Куприна. Расстроило отсутствие этой повести в школьной программе 11 класса по причине недетских моментов и сложности усвоения и понятия этой темы. Мне кажется, сам автор дает намеки на то, что эту проблему сложно вырвать с корнем, может, она всегда будет оставаться в земле. Пока есть возможность вносить что-то светлое и духовное в подростков, нужно знакомить их с такими произведениями. Будет нелегко, но оно того стоит.
Содержит спойлеры6341