Рецензия на книгу
Дюна
Фрэнк Херберт
Аноним16 сентября 2021 г.Второе чтение "Дюны" оказалось интереснее первого с точки зрения поиска корней различных сюжетных ходов и действий, встречавшихся за эти годы в других романах. Например "Метабароны" Ходоровского и Хименеса сразу казались некой копией миров Дюны (что ожидаемо, учитывая желание автора экранизировать роман Герберта), но оглядываясь назад становится ясно, что прочтение Метабаронов подарило мне прямо наглядную визуализацию Дюны. А "Гиперион" Симмонса не так очевидно, но местами не менее решительно повторяет какие-то моменты из классического романа.
Дано: планета Арракис, где добывают наивысшую ценность всей космической Империи - пряность Меланж. Тут фактически нет воды, и чтобы выжить в пустыне местным жителям - фрименам приходится облачаться в специальные костюмы, собирающие все выделения человека и перерабатывающие их обратно в воду. Много лет правил этой планетой дом Харконненов под управлением барона Владимира, правил жестоко и безжалостно. Но внезапно управление по распоряжению Императора переходит к дому Атрейдес с герцогом Лето во главе.
Разумеется, всё непросто и является просто маленькой частью плана по устранению неугодного дома, который прекрасно это осознает, но намерен побороться.
Так на планете и оказывается герцог Лето, его возлюбленная наложница Джессика - воспитанница ордена Бене Гессерит - женщин, управляющих неведомыми силами и занимающейся генетической селекцией для выведения сверхчеловека, а также сын герцога Пол и верные соратники.Задача: создать масштабный мир, завлечь читателя, развернуть огромный цикл, от которого будет не оторваться.
Решение: из главы в главу нас бросает в вихрь событий, без объяснений и деталей. Вот дом Атрейдес оказывается на Арракисе, вот они ищут таинственные ловушки и дают званные обеды, скучая по тем планетам, где дождь льется с небес и не надо думать о воде. Заговоры, политика, предательства и подозрения проносятся стремительной чередой. И яркой вспышкой - очередной переворот и захват власти. А потом попытка выжить в изменившихся условиях. Чтобы затем взорваться очередной схваткой.
Заключение: показалось, что в стремительности перемен и желании заинтересовать читателя Фрэнк Герберт слишком увлекается масштабированием, лишая нас каких-то мелких деталей. Проносятся мимо года, события и мы не видим самого основного - как же растет и меняется главный герой, от нежелания допустить священную войну он неотвратимо скатывается прямиком в центр полыхающего зарева, не имея ни малейшего шанса остановиться. Но при интересе к миру и грядущим событиям следить за отдельными героями или сопереживать им совершенно не получается, в таком длинном и объемном романе они умудрились остаться совершенно безликими.
В этот раз роман понравился мне меньше, чем при первом прочтении и немного страшновато подходить к следующим частям, которые и в первый раз не вызвали большой любви.192,6K