Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Красное и черное

Стендаль

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2013 г.

    Осторожно, спойлеры!

    Прошло уже три месяца, как я прочитала эту книгу, но мне до сих пор не ясно моё впечатление о ней.

    Ознакомившись с довольно большой статьёй по вопросу названия этого произведения, поняла только, что никто ничего так и не понял. Интересно.

    Вообще же эта книга, в моём понимании, насквозь пропитана корыстью, хитростью, изворотливостью людей, которые сделают всё ради достижения своей цели. Немаловажную роль играет и политика: она будто выступает основой всего происходящего.. Она руководит действиями, чувствами, мыслями, направляет их в то или иное русло. Франция XIX века, чего ещё ожидать?

    Жюльен Сорель, я надеялась, ты будешь исключением из этого общества, но не случилось. Ты стал лучшим среди них, и это худшее, что могло произойти. Одарённый как никто другой, с открытой душой и сердцем, с чистыми помыслами, с высокими мечтами, ты подчинился общему, механическому ходу вещей!..

    Было действительно грустно наблюдать за тем, что с главным героем сделала жизнь. Он стал холодным, расчётливым, жёстким, гордым, но хуже того, он стал скучающим (!) И что бы там не говорили, эта скука всё и погубила.


    Грустный вид противоречит хорошему тону: надо иметь скучающий вид. Если вы грустны, стало быть, вам чего-то недостаёт, что-то не удалось вам. Это значит - принижать себя. А если вы скучаете, тогда, стало быть, наоборот: те, кто тщетно старались вам понравиться, оказались ниже вас.

    Но не только Жюльен, все главные герои в метаниях от любви к гневу, от гнева к равнодушию и от равнодушия обратно, к любви, заставили меня недоумевать, возмущаться, а потом вовсе без эмоций ждать окончания страстей. До чувств здесь дела нет, важнее то, как человек преподносит чувство или его отсутствие.


    Спускаясь в гостиную он подумал беспечно: “Надо сказать этой женщине, что я люблю её”.

    Госпожа де Реналь любит Жюльена оттого, что не любит мужа:


    Она почувствовала отвращение к мужу и закрыла лицо руками. Она дала себе слово никогда больше не пускаться с ним в откровенности.

    Матильда любит потому, что ей нужен кто-то, кого она возведёт в степень героя и сможет быть ему спутницей; ей надоело только и делать, что вздыхать о прошедших временах, отваге и подвигах:


    С той минуты, как Матильда решила, что любит Жюльена, она перестала скучать.

    Но роман только на первый взгляд такой сугубо жизненный. Отчётливо видна иная руководящая сила, сверхъестественная, если будет угодно. Фортуна явно сопутствует Жюльену на протяжении всего романа и только под конец (может быть, тоже разочаровавшись в нём) покидает его. Сильнейшее желание Матильды стать героиней средневековья осуществляется - её избранник казнён, она выкупает его голову, везёт в карете на коленях, хоронит.. Реналь, не успев оправиться от потери любимого, умирает, передавая свою душу Творцу… Все они получают то, что просили или заслужили: забвение, торжество самолюбия и покой.

    Единственная, кто заслуживает понимания, на мой взгляд - это госпожа де Реналь. Она по-своему прекрасна, мила, трогательна. Она, как женщина, ищет счастья, заботы, любви. Но, найдя их в преступных отношениях с Жюльеном, она мучается, переживает, страшиться своих поступков и даже сама себя, она боится за детей, ей не безразлично будущее…Она молится о прощении. И всё же она любит Жюльена. О женское сердце, на что ты способно!

    Можно найти в этом произведении все стороны жизни того времени, которое оно описывает. Кроме всего прочего, это интересно и познавательно, но мне потребовалось достаточно много времени на прочтение. Всё время я на чём-то “застревала” и не могла читать дальше.


    “Классической” называется книга, которую все хвалят и никто не читает.
    Марк Твен.
    4
    34