Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Где нет зимы

Дина Сабитова

  • Аватар пользователя
    Аноним12 сентября 2021 г.

    Никто не прогнется

    Рыхлый, несобранный текст оставляет ощущение неясно проведенного времени. Повесть Дины Сабитовой «Где нет зимы» можно было бы воспринять как вызов литературному мейнстриму для подростков. Только никакого вызова не получается, лишь ворох карточек для лото, некоторых из которых для комплекта явно не хватает.

    История о детях, которые потеряли маму, многие бы превратили или в остросюжетный триллер, или сентиментальное изживание травмы. У Сабитовой нет ни того, ни другого, ни третьего. Сонливое течение повествования со случайными сюжетными поворотами пытается сосредоточиться на каких-то важных точках и мыслях, а потом снова рассеивается в пространстве и времени.

    Мир, где обитают главные герои Павел и его сводная сестра Гуль, состоит из лоскутков от разных старых и новых вещей. Живут они в деревянном доме «без удобств» с эксцентричной матерью-художницей и еще большей чудачкой бабушкой, называемой всеми просто Шура. Есть в этом что-то старинное и святочное, вот-вот обозначится какая-то вековая социальная проблема. Но нет, дети спокойно ходят в школу, не голодают. А бабушка тем временем незаметно отходит в мир иной. И также без стрессов пропадает мама. Дети не страдают, разве только Гуль впадает в быстропроходящий транс, а в Павле просыпается инстинкт защитника семьи и дух авантюризма. Чтобы подбодрить сестру, он сбегает из временного приюта и достает из дома любимую куклу.

    В приюте детям живется хорошо, даже слишком удобно для этой системы. Герои знакомятся с другими детьми, у которых временные трудности, но тоже как-то всё идет к примирению с родителями. Да и они находят новую семью. Сабитова не впадает в сентиментальность и показывает, что просто так, по-диккенсовски, счастливого финала не получится. Да и Гюго с его «Отверженными» тут не помощник. У Павла и приютившей его женщины случаются ссоры и недоверие. Так что жизнь идет правдиво, как оно всегда и бывает.

    Надо отметить, что Сабитова с большим разнообразием подходит к выбору типажей. В повести практически нет карикатурных злодеев, кроме дальней родственницы тети Любы. Но у каждого персонажа есть набор недостатков, очень человечных, естественных. Это порождает с одной, стороны, интерес к литературной зоркости писательницы, а с другой, как раз делает текст вялым, заурядным. Видимо, ощущая этот парадокс, Сабитова вводит в историю несколько фантастических элементов, но они не сильно помогают.

    Еще один рассказчик – кукла Лялька. Как выясняется, несмотря на старомодную, сказочную манеру изъясняться, она не очень-то антропоморфна и чудно выглядит. Кукла нужна исключительно для того, чтобы восстановить цепочку событий, которые не могут рассказать сами дети. Собственно, весь нехитрый саспенс и связан с игрушкой. Ее голос возникает в кризисные моменты и позволяет читателям пережить волнение и сопереживание там, где Павел и Гуль не в состоянии выразить свои эмоции (или вовсе находятся вне поля зрения рассказчицы).

    Второй сказочный персонаж – университетский Аристарх (аналог домового). Это своеобразный обман сознания Павла и сущность, которая рассказывает мальчику то, чего он не мог знать – о его предках. Разумеется, у главного героя и его родственников должны быть «правильные гены». Его прадедушкой оказываются репрессированный профессор. Это никак не влияет ни на восприятие мира Павлом, ни на события. Только проскальзывает месседж, что каждому человеку важно знать о своих корнях. Но эта задекларированная тема так и не получает какого-либо развития.

    Да так, собственно, со многими темами в повести. Сиротство, родственные связи, взросление, дружба, выбор жизненной позиции, становление характера (Павел – очаровательный сноб, умный не по возрасту, сыплющий латинскими цитатами и ведущий себя как суровый аристократ). Всё это у Сабитовой есть, намечено, подвязано, подшито. Но не развито. В результате глаза разбегаются, а ухватиться не за что, нет единого чувства сопереживания и впечатления от истории. Вроде бы она о том, что с людьми иногда случаются трагедии, но вокруг по большей части мягкий, отзывчивый мир. Он не обязан прогибаться под твои травмы и апатию. Но если ты будешь шевелиться, то зимы не будет. Но это не точно.

    18
    578